1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>


ПЛАН-ЗАДАНИЕ научно-исследовательских работ НИИ ПГУ им. Т.Г. Шевченко на 2014 год

PDF Печать E-mail

п/п

Наименование направления, темы, этапа, номер

государственной регистрации

НИЛ (ВТК),

ФИО научного

руководителя, число

исполнителей

Ожидаемые научные, практические и

социально-экономические результаты

 
 
 

НИИ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

НАПРАВЛЕНИЕ I: СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПМР

1.1. ИСТОРИЯ ПРИДНЕСТРОВЬЯ

 

1

Тема 1.1.1. История представительной власти Приднестровской Молдавской Республики

НИЛ «История Приднестровья»,

проф., к. и. н.

Н.В. Бабилунга

Всего 10 исп.,

в т. ч. 1 д. н., 3 к.н.

ИИГП

Исследование истории и современного функционирования представительной власти ПМР

Подготовка многотомного монографического издания «История государственной власти Приднестровской Молдавской Республики» к 25-й годовщине образования ПМР (распоряжение Президента ПМР № 1232/01.1-47 от 11.01.10)

 

Этап 4. Написание разделов по функционированию законодательной власти, начало написания разделов по представительной власти.

 

Сбор материалов по истории Верховного Совета ПМР и местным органам власти в республике; продолжится написание истории ряда городских и районных Советов ПМР; будет осуществлен анализ и обобщение имеющихся материалов и начата подготовка к написанию разделов обобщающего труда.

 

2

Тема 1.1.3. Археологические культуры Приднестровья

НИЛ «Археология»,

с. н. с., к. и. н.

Н.П. Тельнов

Всего 10 исп.,

в т. ч. 1 д. и. н., 6 к. н.

ИИГП

Изучение археологических культур региона и его истории от палеолита до средневековья на основании данных раскопок различных археологических памятников

 

Этап 3. Лабораторная обработка археологических материалов и подготовка научного отчёта по результатам полевого сезона 2013 г.

Анализ и подготовка к публикации материалов раскопок предыдущих лет.

Подготовка и проведение полевого сезона 2014 г.

Археологические раскопки базовых памятников у сс. Рашков, Чобручи, Глиное и др.

Лабораторная обработка археологических материалов, подготовка научного отчёта по результатам полевого сезона 2014 г.

 

На основании добытых во время раскопок памятников новых археологических источников будут изучены различные археологические культуры и проведён анализ жизни населения в регионе в разные исторические периоды, что найдёт отражение в научных работах различного плана.

Особое внимание будет уделено подготовке очередных разделов запланированных монографий.

 

1.5. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

3

Тема 1.5.1. Разработка интегрированного курса молдавского языка и литературы «Матерна» для 8-го класса

НИЛ «Факла»,

проф., д.ф.н.

В.Н. Стати

Всего 8 исп.,

в т. ч. 1 д. н., 2 к. н.  

ИЯиЛ

Разработка курса по интегрированному изучению в средней школе молдавского языка и литературы «Матерна» для 8-го класса  

 

Этап 3. Разработка Модуля №3 интегрированного курса молдавского языка и литературы «Матерна» для 8-го класса

 

Письменный и электронный вариант Модуля № 3 интегрированного   курса молдавского языка и литературы «Матерна» для 8 класса

 

4

Тема 1.5.2. Культурно-семантическое пространство Русского мира в диалоге культур народов Приднестровья

НИЛ «Лингва»,

проф., д. ф. н.

Е.А. Погорелая

Всего 9 исп.

в т. ч. 1 д. н., 3 к. н.

ИЯиЛ

Будут получены следующие теоретические результаты:

I. Выявление и описание базовых характеристик двух полярных процессов современного мира – глобализации и глокализации.

II. Описание маркеров самоидентификации личности в полиэтническом социуме

III. Выявление природы феномена этничности и описание факторов ее мобилизации в процессе исторического становления этноса и его функционирования в новых геополитических и социокультурных условиях.

IV. Описание природы феномена социальных идентичностей личности и обоснование ее специфики, обусловленной толерантными и/или конфликтогенными условиями трансформации общества.

V. Выявление степени интеграционного потенциала системы социальных идентичностей каждой из этнокультурных групп населения Приднестровья.

VI. Определение границ семантического пространства Русского мира в культурно-информационном пространстве Приднестровья и описание его отличительных черт: полиэтничности, поликонфессиональности и полисемантичности.

VII. Формирование системной оценки феномена русскости как этнического и культурологического явления; раскрытие объема и содержания понятий «русская диаспора» и «диаспоральное сознание» представителей русской диаспоры в странах ближнего и дальнего зарубежья.

VIII. Создание социолингвистического «портрета» приднестровской полиэтнической социокультурной общности, определение языковых и культурных ориентаций личности, описание специфики социально-коммуникативной системы Приднестровья.

IX. Выявление коммуникативных и ментальных маркеров   толерантности и определение роли аксиологической системы Русского мира для сохранения и оптимизации толерантного межэтнического взаимодействия народов Приднестровья.

X. Создание модели культурно-информационного развития и межэтнического взаимодействия, обеспечивающей удовлетворение социально-культурных потребностей личности и сохранение самобытности этнокультурных групп в Приднестровье.

Будут получены следующие практические результаты:

I. Совершенствование содержания лингвистических курсов учебного процесса по специальностям «Филология», «Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»:

1. Разработка и внедрение в учебный процесс программы и лекционного курса «Культура толерантного взаимодействия» для учащихся гуманитарного направления общеобразовательных учреждений.

2. Создание четырех спецкурсов по проблемам полиаспектного изучения феномена Русского мира в Приднестровье:

2.1. «Приднестровье в контексте интеграции и этнодифференциации мирового сообщества»

2.2. «Культура толерантного взаимодействия в системе межличностных и межэтнических взаимоотношений»

2.3. «Языковые предпочтения и культурные ориентации русскоязычной личности»

2.4. «Концептосфера и тезаурус современной личности»

II. Подготовка высококвалифицированных специалистов-филологов, разрабатывающих в рамках кандидатских диссертаций проблематику, отражающую специфику влияния Русского мира на протекание социокультурных и языковых процессов в Приднестровье:

2.1. Защита кандидатской диссертации в 2011 году

2.2. защита кандидатской диссертации в 2012 году  

2.3. защита докторской диссертации в 2013 году

III. Написание коллективной монографии «Культурно-семантическое пространство Русского мира в диалоге культур народов Приднестровья», квалификационных и курсовых работ, комплекса научно-методических статей, содержащих описание различных аспектов влияния семантического пространства Русского мира на диалог культур в Приднестровье.

IV. Проведение конференций и научно-методических семинаров для учащихся, студентов, учителей-филологов и преподавателей:

4.1. «Влияние современных процессов глобализации и глокализации на сохранение самобытности народов Приднестровья»

4.2. «Кодекс толерантности и речевой этикет»

4.3. «Философия толерантности и формирование культуры межэтнического взаимодействия учащихся разных возрастных групп»

4.4. «Влияние эндогенных и экзогенных факторов на системные изменения в социальных потребностях и концептосфере современной личности»

4.5. «Российская наука в системе современных образовательных практик»

V. Проведение социолингвистического и ассоциативного экспериментов среди   различных возрастных групп   населения Приднестровья с целью определения идентификационной системы личности и выявления её языковых предпочтений, культурных ориентаций и степени толерантности

5.1. Разработка методики оценки статистических данных социолингвистического и ассоциативного экспериментов, проведённых среди различных возрастных групп населения Приднестровья

5.2. Проведение сопоставительного анализа   «диаспоральных» свойств сознания русскоязычного населения Республики Молдова и Приднестровья

VI. Разработка цикла лекций для печатных и электронных СМИ в Приднестровье.

 
 

Этап 3.1. Интеграционный потенциал в иерархии социальных идентичностей личности в различных этнокультурных группах населения Приднестровья.

 

Описание природы феномена социальных идентичностей личности и обоснование её специфики, обусловленной толерантными и/или конфликтогенными условиями трансформации общества.

Проведение сопоставительного анализа системы базовых концептов, отражающих социальные потребности личности, развивающейся в толерантных и/или конфликтогенных условиях модернизации общества.

 

Этап 3.2. Отражение общих маркеров культурно-семантического пространства Русского мира в диалоге культур народов Приднестровья.

 

Установление виртуальных и реальных границ семантического пространства Русского мира.

Выявления базовых характеристик и установление маркеров Русского мира в   культурно-информационном пространстве Приднестровья.

Системная оценка феномена русскости как этнического и культурологического явления в приднестровском полиэтическом социуме..

 

1.7. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ

 

5

Тема 1.7.1. Военная учебная литература

НИЛ «Поиск»,

полковник

А.И. Устюжанин,

Всего 3 исп.

Военный институт

Внедрение учебника младшего командира, учебного пособия по управлению повседневной деятельностью войск, «Управление огнем мотострелковых подразделений», методического пособия по мобилизационной подготовке в боевую подготовку войск, справочника офицера в учебный процесс боевой подготовки войск и Военного института.

 

Этап 3. Управление огнем мотострелковых подразделений (учебник).

Основы управления огнем, организация и методика проведения занятия по управлению огнем.

 

Внедрение учебника «Управление огнем мотострелковых подразделений» в учебный процесс боевой подготовки войск и Военного института.

Будут разработаны и изложены советы и рекомендации по управлению огнем мотострелковых подразделений

 

НАПРАВЛЕНИЕ II: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПМР

2.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПМР

 

6

Тема 2.3.1. Комплексная экономико-географическая характеристика населения ПМР

НИЛ «Региональные исследования»,

доц., к. г. н.

А.В. Кривенко

Всего 11 исп.,

в т. ч. 1 д.н., 4 к. н.

ЕГФ

Анализ динамики демографического развития за предшествующие десятилетия, выявление факторов и тенденций демографического развития; прогноз эволюции демографической ситуации в регионе; разработка практических рекомендаций по оптимизации демографической ситуации в Приднестровье

 

Этап 3.Этнический и конфессиональный состав населения ПМР.

 

Ретроспективный, текущий и перспективный анализ этнического состава населения Приднестровья.

Анализ конфессионального состава населения региона.

Анализ этногеографического положения региона. Выявление региональных этнографических особенностей, как элементов культурного наследия.

Выявление влияния этического состава населения на процессы естественного и миграционного движения населения региона.

Направления оптимальной языковой образовательной политики в ПМР.

 

7

Тема 2.3.2 Проблемы и пути обеспечения устойчивого социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики.

НИЛ «Экономические исследования»,

проф., д. э. н.

В.И. Глебов

Всего 9 исп.,

в т. ч. 1 д. н., 3 к. н.

Экон. ф-т

Аналитический отчет социально-экономическому состоянию ПМР и предложения по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики.

 

Подтема: Исследование экономической безопасности ПМР:

Этап 2. Анализ рынка труда и обеспечение занятости населения как элемента экономической безопасности ПМР.

 

Данные анализа состояния и перспектив развития рынка труда и обеспечения занятости населения как элемента экономического состояния ПМР.

 

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЮЖНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ НАУК

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

НАПРАВЛЕНИЕ I: СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПМР

1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПМР

 

8

Тема 1.4.1. Формирование воспитывающей среды вуза путем интеграции учебной и внеучебной деятельности

НИЛ «Педагогический менеджмент»,

доц., к. п. н.

М.Г. Вахницкая

Всего 9 исп.,

в т. ч. 1 д. н., 7 к. н.

ФПП

Определение концептуальных подходов к проектированию модели воспитывающей среды учреждения высшего профессионального образования; выявление   пути, педагогических условий, разработка механизма интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов; характеристика статических и динамических параметров среды как объекта диагностики, проектирования и продуцирования педагогического результата; определение взаимосвязи технологий обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

 

Этап 3. Разработка модели воспитывающей среды вуза как потенциального средства управления становлением личности студента.

 

Характеристика концептуальных подходов к проектированию модели воспитывающей среды учреждения ВПО; теоретическое обоснование и разработка модели целостной среды вуза, определение взаимосвязи между ее компонентами (субъекты жизнедеятельности, параметры, ценностно-мотивационные составляющие); выделение оптимальных условий и механизмов ее реализации.

 

9

Тема 1.4.2. Инновационные технологии в контексте непрерывного образования личности.

НИЛ «Педагогическое проектирование»,

доц., к. п. н.

А.П. Илькова

Всего 10 исп.,

в т. ч. 2 д.н., 2 к. н.

ФПП

Комплексный анализ (философский, социокультурный, психолого-педагогический аспекты) состояния проблемы внедрения инновационных образовательных технологий в систему университетского образования.

 

Этап 2. Основной, экспериментальный

 

Исследование взаимосвязи инновационных образовательных технологий на различных этапах обучения личности. Разработка и апробация модели непрерывного образования в системе «школа-вуз».

 

Подэтап 2.1.Формирующий эксперимент.

 

Определение линии взаимосвязи и особенностей применения образовательных технологий на уровне образования молодежи и взрослых людей;

Выявление факторов, причин и условий, влияющих на подготовку внедрения непрерывного образования в ПМР; моделирование системы непрерывного образования.

Подбор методик и проведение диагностики сформированности учебных умений и владения навыками познавательной деятельности обучающихся как основы для непрерывного образования (пилотный фиксирующий эксперимент).

 

НИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ I: СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПМР

1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ПМР

 

10

Тема 1.2.1. Внешняя политика Приднестровья: теория, методология, анализ

ЦСПИ «Перспектива»,

проф., к. и. н.

И.Н. Галинский

Всего 10 исп.,

в т. ч. 1 д.н., 5 к. н.

ИИГП

Системный анализ внешнеполитической деятельности Приднестровья, предполагающий изучение эволюции внешней политики Приднестровья в процессе формирования независимой приднестровской государственности; целей, принципов, средств и основных направлений внешней политики ПМР на современном этапе.

 

Этап 1. Теоретические подходы и методы изучения внешней политики Приднестровья

 

Анализ теоретических подходов и методов изучения внешней политики Приднестровья;

Организация и прове­дение научного форума, посвя­щенного актуальным проблемам международной ситуации; публикация его   материалов;

Мониторинг процесса молдо-приднестровского урегулирования;

Апробация материалов исследований ЦСПИ «Перспектива» в приднестровских и зарубежных научных изданиях, участие в международных и республиканских научных форумах;

Сотрудничество со средствами массовой информации ПМР в форме аналитических выступлений, экспертных интервью;

Подготовка аналитических материалов и рекомендательных документов по данной проблематике.

 

11

Тема 1.2.3. Анализ социального самочувствия жителей Приднестровской Молдавской Республики: проблемы измерений и интерпретаций

НИЛ «Социология»,

доц., к.соц.н.

Е.М. Бобкова

Всего 9 исп.,

в т. ч. 1 д.н., 1 к. н.

ИИГП

Теоретико-эмпирическое обоснование социологической модели социального самочувствия населения и изучение существенных характеристик его формирования и проявления в ПМР в целом и на региональном уровне

 

Этап 4. Жизненные планы, ценностных ориентации, ожидания жителей Приднестровья.

 

Будут выделены региональные особенности, структуры и иерархия социокультурных условий и факторов, влияющих на текущее состояние социального самочувствия.

Будут выявлены и охарактеризованы наиболее существенные стратегии жизнедеятельности населения в условиях кризисного социума.

Будет определен   характер оценок жителями ПМР условий жизни, социально-экономическое и политическое состояние на республиканском и местном уровне.

 

12

Тема 1.2.4. Формирование системы нормативно-правового регулирования Приднестровской Молдавской Республики на основе научно-правового анализа

НИЛ «Сравнительно-правовые исследования»,

доц., к.ю.н.

Г.И. Сандуца

Всего 8 исп.,

в т. ч. 4 к. н.

ИИГП

Разработка концепций реформирования гражданского законодательства ПМР с опорой на процесс гармонизации с законодательством РФ.

Выявление проблемных аспектов:

– административной реформы, а также проблем совершенствования производства по делам об административных правонарушениях;

– отдельных норм трудового законодательства;

– реформирования земельного законодательства и предложение путей их устранения;

– основных направлений конституционной реформы в ПМР.

Проведение сравнительного анализа прав человека в ПМР в соответствии с международными стандартами.

Предложение путей реформирования уголовно-исполнительного законодательства

 

Этап 4. Международные стандарты и права человека в ПМР: сравнительный анализ.

Анализ основных направлений конституционной реформы в ПМР.

 

Будут выработаны предложения, связанные с проблемами обеспечения и   реализации прав и свобод человека в ПМР.

Будут выявлены причины высокого уровня «правового нигилизма» в ПМР и предложены пути его устранения.

Будут рассмотрены основные положения конституционной реформы в ПМР.

 

НИИ МЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

НАПРАВЛЕНИЕ IV: ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

2.1. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

 

13

Тема 2.1.1. Клинико-эпидемиологические корреляции соединительнотканой недостаточности и хронической патологии

НИЛ «Интерн»,

проф., д. м. н.

Г.И. Подолинный

Всего 8 исп.,

в т. ч. 1 д. н., 1 к. н.

Мед. ф-т

Выявление причинно-следственной морфофункциональной недостаточности соединительной ткани, являющейся основой развития частых острых состояний различного генеза с последующим формированием воспалительных или дистрофических хронических заболеваний специфических функций тканей, органов и систем. Разработка комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на снижение развития частоты хронической патологии, с учетом недостаточности соединительной ткани, определение их социально-экономического эффекта

 

Этап 3. Эпидемиология острых и хронических заболеваний.

 

На терапевтических участках будут уточнены структурное распределение и удельный вес часто болеющих острыми заболеваниями (3 и более раз в году) и хроническими болезнями.

 

14

Тема 2.1.2. Основы патофизиологии зуба.

Мониторинг, сопровождение II этапа государственной профилактической программы «Детям – здоровые зубы» (продолжение)

НИЛ «Стомо»,

проф., д. м. н.

В.Р. Окушко

Всего 5 исп.,

в т. ч. 1 д. н., 1 к. н.

Мед. ф-т

Выявление оптимальных организационно-методических форм массовой профилактики кариеса у детей в различных геохимических регионах края. Создание и первичная апробация методов и приспособлений для объективной оценки резистентности эмали зуба. Положение экспериментальных доказательств реальности инфицирования зубной эмали

 

Этап 5. Получение клинических данных по резистентности эмали в связи с проводимыми исследованиями.

 

Будут получены и обработаны клинические данные по оценке резистентности эмали профилактических работах, также будут даны рекомендации по применению методики в рамках системы   предупреждения кариеса у детей в медицинской практике.

 

15

Тема 2.1.3. Реализация стратегии предиктивной медицины на основе индивидуально-типологического подхода.

НИЛ «Клиническая антропология»,

доц., к. м. н.

Р.В. Окушко

Всего 13 исп.,

в т. ч. 3 д.н., 1 к. н.

Мед ф-т

Будут предложены новые принципы типологизации современного человека и на их основе разработана система персонифицированных подходов к профилактике и лечению заболеваний.

 

Этап 1. Обоснование возможности формирования новых принципов конституциональной типологизации современного человека.

 

Обоснование возможности создания новых классификационных подходов в антропологии.

 

16

Тема 1.4.3. Научные основы воспитания культуры здоровья подрастающего поколения и дальнейшего совершенствования системы подготовки в спорте

НИЛ «Физическая культура и спортивная медицина»,

доц., к. п. н.

В.В. Абрамова

Всего 9 исп.,

в т. ч. 1 д.н., 4 к. н.

ФФКиС

Создание электронной базы данных по вопросам педагогики здоровья и разработка практических рекомендаций для тренеров по оптимизации управления тренировочными нагрузками

 

Подтема 1. Технология создания педагогической системы школы, содействующей здоровью учащихся

 

Создание базы научно-методического сопровождения здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в школах ПМР для создания здоровьесберегающей образовательной среды.

Подготовка практических рекомендаций по внедрению технологии создания педагогической системы школы, содействующей здоровью учащихся, в массовую практику

 

Этап 4. Педагогическая система школы, содействующая здоровью учащихся.

 

Будет проведено обновление всех компонентов педагогических систем экспериментальных школ в соответствии с принципами педагогики здоровья и созданыцелостные педагогические системы, содействующие здоровью учащихся.

Будет осуществлена интеграция деятельности экспериментальных школ и других социальных институтов ПМР по вопросам обеспечения здоровья учащихся.

 

Подтема 2. Характеристика особенностей современной системы подготовки юных спортсменов

 

Разработка практических рекомендаций для тренеров по контролю   работоспособности спортсменов и оптимизации управления тренировочными нагрузками

 

Этап 4. Динамика физической и психической работоспособности спортсменов во взаимосвязи с компонентами их тренировочной деятельности.

 

Будут выявлены особенности динамики физической работоспособности спортсменов (разные этапы подготовки, виды спорта, уровни спортивной квалификации).

Будут выявлены эффективные варианты соотношения нагрузок различной интенсивности в процессе подготовки юных спортсменов.

 

НИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

НАПРАВЛЕНИЕ IV: ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

2.1. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

 

17

Тема 2.1.4. Центральные механизмы адаптивных перестроек, разработка способов повышения адаптивных возможностей и системы физиологически обоснованного образа жизни в условиях хронического действия стрессогенных факторов среды

НИЛ «Физиология стресса и адаптации»,

проф., д. б. н.

В.А. Шептицкий

Всего 9 исп.,

в т. ч. 1 д. н., 4 к. н.

ЕГФ

Изучение основных механизмов адаптивных перестроек в нейроэндокринных регуляторных центрах двигательной и сенсорной систем, особенностей влияния препаратов наноразмерных частиц, живых культур микроорганизмов и их метаболитов на функции организма при стрессе и адаптации, выявление факторов долголетия и поддержания адаптивных свойств у долгожителей ПМР, разработка способов повышения адаптивных возможностей и системы физиологически обоснованного образа жизни в условиях хронического воздействия стрессогенных факторов и с учетом региональных условий среды

 

Этап 4. Функциональное состояние различных систем организма, факторы долголетия и поддержания адаптивных свойств у долгожителей ПМР.

 

Будет дана комплексная оценка функциональных возможностей жизненно важных систем и организма долгожителей в целом, выявлены факторы долголетия и поддержания адаптивных свойств организма.

 

НАПРАВЛЕНИЕ II: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПМР

2.2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

18

Тема 2.2.1. Изучение популяционных факторов организации фитоценозов в целях рационального использования растительных ресурсов степных экосистем Приднестровья.

НИЛ «Биоинформатика»,

проф., д. с.-х. н.

В.Ф. Хлебников

Всего 19 исп.,

в т. ч. 4 д. н., 8 к. н.

ЕГФ

Научный результат: будет впервые подготовлен продромус синтаксонов и аннотированный чеклист растений Приднестровья, установлены ключевые виды и закономерности их популяционной изменчивости. Будут установлены экологические факторы (комплексы) вариабельности продуктивности растительных сообществ.

Практический результат: методы и модели популяционной организации фито- и агроценозов, защищенные патентами и позволяющие повысить эффективность использования растительных ресурсов на 20–50%.

Социально-экономический результат: повышение ботанической (биологической) грамотности, уровня экологической образованности и воспитанности населения. Повышение научного потенциала республики – защита 3 кандидатских диссертаций

 

Этап 1. Изучить основные характеристики элементарной популяции, ключевых видов в фито- и агроценозах.

 

Будут установлены синтаксоны и ключевые виды степных фитоценозов Приднестровья, определены основные характеристики элементарной популяции, ключевых видов, установлена изменчивость их параметров в зависимости от времени жизни одного поколения, величины пространства и экологической плотности; выявлены ведущие экологические факторы вариабельности продуктивности растительных сообществ и методы управления ими.

 

19

Тема 2.2.2. Животный мир Приднестровья

НИЛ «Биомониторинг»,

доц., к. б. н.

С.И. Филипенко

Всего 11 исп.,

в т. ч. 1 д.н., 3 к. н.

ЕГФ

В результате исследований будут:

– изучены популяции беспозвоночных и позвоночных животных Приднестровья и их адаптивный потенциал к изменению условий среды обитания;

– выявлены динамические процессы в популяциях изучаемых зооценозов;

– выявлена экологическая роль и значение основных компонентов зооценозов исследуемых биоценозов;

– выработаны конкретные предложения по охране редких и исчезающих видов животных;

– получены материалы по фауне родного края для обеспечения регионального компонента в курсе биологии в средней школе, а также практико-теоретические результаты для использования в учебном процессе при изучении основ общей биологии;

– использованы материалы исследований в лекциях по зоологии, гидробиологии и экологии, а так же при подготовке курсовых и дипломных работ студентами Приднестровского государственного университета;

– вовлечены в исследовательскую деятельность студенты естественно-географи-ческого факультета и учащиеся средних учебных заведений Республики

– подготовлены 1 докторская и 4 кандидатских диссертации.

 

Этап 1. Видовое разнообразие популяций беспозвоночных и позвоночных животных Приднестровья.

 

В результате исследований будет:

– произведен литературный поиск по теме исследований;

– произведен посезонный сбор зоологического материала;

– установлен видовой состав популяций беспозвоночных и позвоночных животных отдельных биотопов Приднестровья.

Будет дана комплексная оценка состояния паразитофауны млекопитающих Приднестровья. Разработаны рекомендации по оптимизации состояния паразитокомплексов и методы их биологической регуляции.

 

20

Тема 2.2.3. Эталонные разрезы верхнемиоценовых (сарматских) отложений Приднестровской Молдавской Республики и сопредельных территорий.

НИЛ «Палеобиология и палеобиогеография»,

проф., к. г.-м. н.

А.Н. Янакевич

Всего 5 исп.,

в т. ч. 2 к. н.

ЕГФ

Изучение и литолого-палеонтологическое описание эталонных разрезов верхнемиоценовых (сарматских) отложений Приднестровской Молдавской республики и сопредельных территорий.

Перечень и карта распространения эталонных разрезов верхнемиоценовых (сарматских) отложений, а также палеонтологические таблицы характерных комплексов и руководящих видов Bivalvia и Gastropoda, встречающихся в пределах исследуемой территории.

Материалы исследования будут использованы при проведении палеонтолого-стратиграфических и геолого-поисковых работ в пределах ПМР и сопредельных территорий в областях распространения верхнемиоценовых (сарматских) отложений.

 

Этап 1. Стратиграфия верхнемиоценовых (сарматских) отложений ПМР и сопредельных территорий».

Литолого-палеонтологиче-ское описание и биостратиграфическое расчленение разрезов верхнемиоценовых (сарматских) отложений Каменского района.

 

Разработка и принятие проекта биостратиграфической схемы верхнемиоценовых (сарматских) отложений, которая должна быть основой для предлагаемого исследования.

Составление детального литолого-палеонтологического описания и биостратиграфическое расчленение разрезов верхнемиоценовых (сарматских) отложений Каменского района. Привести перечень и карту их распространения.

 

21

Тема 2.2.4. Макросейсморайонирование территории Приднестровской Молдавской республики

НМЦ сейсмических наблюдений и прогноза

доц., к. г. н.

И.П. Капитальчук

Всего 6 исп.,

в т. ч. 1 к. н.

ЕГФ

Будет проведено макросейсмическое районирование территории Приднестровской Молдавской Республики, уточнены методы районирования и выявления риска проявления сейсмических воздействий.

Составление набора геологических, геофизических, геоморфологических карт.

Проведение оценки направления и динамики разрушительных геологических процессов и установление их взаимосвязи с современным тектоническим режимом территории ПМР.

 

Этап 2. Составление геологических и геофизических карт территории ПМР.

 

Будут отредактированы и составлены карты геологического, геофизического направления с наполнением аэрокосмических данных по территории ПМР.

Будет проведена установка и отладка сейсмодатчиков.

 

22

Тема 2.2.5. Систематизация и геолого-экономический анализ минерально-сырьевой базы ПМР.

ВТК «Геологические ресурсы»,

к. г. н.

Е.Н. Кравченко

Всего 12 исп.,

в т. ч. 2 к. н.

В результате исследований будет:

– разработана программа создания Государственного банка цифровой геологической информации;

– сделан аналитический обзор по оценке состояния и перспективного развития минерально-сырьевых ресурсов территории ПМР;

– изучены и систематизированы материалы по геологическим ресурсам, в том числе: проявлениям рудных полезных ископаемых, месторождениям неметаллических полезных ископаемых, данным по углеводородному сырью и подземным водам;

– выработаны конкретные предложения по разведке проявлений рудных полезных ископаемых и методике лабораторно-аналитических исследований кремнеземистых, карбонатных и глинистых пород, подземным водам;

– дана оценка ожидаемого экономического эффекта производства готовой продукции на основе использования минерального сырья в экономике республики.

 

Этап 2. Систематизация материалов и геолого-технологическая оценка минерального сырья месторождений полезных ископаемых ПМР.

 

– будут изучены и систематизированы материалы по геологическим ресурсам, в том числе: проявлениям рудных полезных ископаемых, месторождениям неметаллических полезных ископаемых, данным по углеводородному сырью и подземным водам;

– выработаны практические рекомендации по дополнительному использованию традиционного минерального сырья (карбонатных пород, обломочных пород, суглинков); даны количественные характеристики технологических свойств всех видов минерального сырья;

– подготовлены годовые отчеты и итоговый отчет по этапу.

 

НИИ ФИЗИКИ, МАТЕМАТИКИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

НАПРАВЛЕНИЕ III: НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ФИЗИКИ

 

23

Тема 3.1.1. Фундаментальные, теоретические и экспериментальные исследования физических свойств, электронных, колебательных, оптических, электромагнитных явлений в многослойных наноструктурах различных геометрий, в квантовых и классических размерно-ограниченных и объемных полупроводниковых материалах и системах.

НИЛ «Полярон»,

проф., д. ф.-м. н.

С.И. Берил

Всего 29 исп.,

в т. ч. 8 д. н., 9 к. н.

ФМФ

Исследование локализации носителей заряда вблизи границ раздела в многослойных структурах различной геометрии (планарные, цилиндрические и др.). Будет построена теория автоэлектронной эмиссии в условиях высоковольтного газового разряда с учетом многослойных диэлектрических покрытий. Будет исследовано влияние электрического и магнитного полей, интенсивного лазерного излучения на кинетические явления и оптические спектры поглощения и люминесценции при учете механизмов рассеяния носителей на фононах.

Изучение новых эффектов взаимодействия резонансного лазерного излучения большой интенсивности с веществом при стационарном и импульсном возбуждении среды. Изучение возможности получения и управления свойствами пленочных полупроводниковых материалов II–V и создания новых оптоэлектронных приборов на их основе (фотоприемники, преобразователи на их основе и др.). Исследование возможности использования системы: двумерного электронного газа над пленкой жидкого гелия на полярной подложке в качестве модели для квантового компьютера.

 

Теоретические исследования.

1.1.Теоретические исследования локализации носителей заряда в многослойных структурах различных геометрий на основе точного решения уравнения Пуассона для потенциала самовоздействия заряда в многослойных системах. Исследование процессов взрывной электронной эмиссии, высоковольтного газового разряда, автоэлектронной эмиссии в сильных полях электронной локализации в условиях поляронного эффекта.

1.2.Исследование стационарных и нестационарных нелинейно-оптических явлений взаимодействия света с объёмными и размерно-ограниченными структурами

1.3. Исследование кинетических и оптических свойств наносистем во внешних полях.

1.4. Проведение компьютерного мониторинга для исследования эксплуатационного состояния элементов конструкций, подвергнутых взрывным и сейсмическим нагрузкам.

 

Построение теории автоэлектронной эмиссии в сверхсильных электрических полях. Исследование ее приложения к описанию начальной фазы высоковольтного газового разряда. Будет исследована локализация электронов над пленкой жидкого гелия на полярной подложке и исследованы   фазовые диаграммы левитирующего. Будет исследована возможность использования двумерного электронного газа над пленкой жидкого гелия на полярной подложке в качестве модели для построения квантового компьютера.

Будут изучены новые эффекты взаимодействия резонансного лазерного излучения большой интенсивности с веществом при стационарном и импульсном возбуждении среды.

Будет построена теория взаимодействия резонансного лазерного излучения большой интенсивности с веществом при стационарном и импульсном возбуждении среды.

Будут проведены исследования влияния импульсных нагрузок на элементы конструкций, заглубленные в грунт и представляющие опасность при форс-мажорных обстоятельств (взрыв, катастрофы, землетрясение).

 

Этап 1. Теоретические исследования.

1.1. Теоретические исследования влияния поляронных эффектов на автоэлектронную эмиссию в начальной фазе высоковольтного газового разряда.

 

Будет рассчитан ток автоэлектронной эмиссии в условиях высоковольтного газового разряда с учетом квантовых сил изображения при наличии тонких диэлектрических покрытий на поверхности катода.

 

1.2. Исследование атомно-молекулярной конверсии в условиях бозе-эйнштейновской конденсации при импульсном рамановском возбуждении.

 

Будут получены уравнения движения для плотностей частиц при учете формы возбуждающих импульсов. Будет показано, что генерация молекул определяется только площадями импульсов. Будут предложены новые теоремы площадей.

 

1.3. Исследование кинетических явлений в наносистемах в поперечном электрическом поле.

 

Будут изучены особенности, возникающие в кинетических и оптических явлениях в наносистемах в однородном электрическом поле, при различной ориентации, при учете различных механизмов рассеяния и степени вырождения носителей заряда.

 

1.4. Разработка математической модели для численного решения связанной задачи взаимодействия грунта и находящихся в нем конструкций при ударном, сейсмическом и взрывном нагружении.

 

Будет исследованы нестационарные физические процессы нагружения элементов конструкций при динамическом воздействии. Будет создана математическая модель, предназначенная для компьютерного моделирования поведения грунта под действием ударной, сейсмической и взрывной нагрузки.

 

Экспериментально-прикладные исследования.

1.1 Разработка технологии получения пленочных материалов и структур с заданными свойствами на основе анизотропных полупроводников и исследование их свойств.

Разработка технологии получения пленочных многокомпонентных стеклообразных полупроводников.

 

Будут изучены возможности получения и управления свойствами пленочных полупроводниковых материалов II-V и создания новых электронных и оптоэлектронных приборов на их основе. Будут изучены, обнаруженные в ходе поисковых работ, эффекты в этих полупроводниках, которые могут служить базой для создания новых приборов, в частности, фотоприемники и преобразователи поляризованного излучения, датчики физических величин и др.

Будет разработана технология получения пленочных многокомпонентных стеклообразных полупроводников. Исследование спектрального распределения относительной фотопроводимости от состава

 

Этап 1. Экспериментально-прикладные исследования.

1.1. Разработка газофазных методов получения пленок многокомпонентных соединений и твердых растворов из элементов второй и пятой групп.

1.2. Получить массивные и пленочные стеклообразные вещества соса, (х= 0; 0,2; 0,4; 0,6), и измерить их основные свойства.

 

Будут разработаны установка и технологические режимы получения пленочных материалов на основе анизотропных полупроводниковых материалов, определены параметры и характеристики полученных пленок и оптимизированы технологические режимы получения пленок с заданными свойствами.

Технологически получить массивные и пленочные вещества. Измерить зависимости плотности, микротвердости, спектрального распределения относительной фотопроводимости от состава.

 

24

Тема 3.1.2. Разработка технологии изготовления и исследование оптических, электрических, фотоэлектрических и электролюминесцентных свойств тонкопленочных электролюминесцентных и рентгеновских экранов на основе полупроводниковых соединений А2В6 с наноразмерными частицами.

НИЛ «Полупроводниковые преобразователи»

проф., д. ф.-м. н.

Э.А. Сенокосов

Всего 13 исп.,

в т. ч. 1 д. н., 6 к. н.

ФМФ

Будет разработана технология изготовления и осуществлен комплекс исследований оптических, электрических, фотоэлектрических и люминесцентных свойств тонкопленочных электро- и рентгенолюминесцентных экранов на основе полупроводниковых соединений А2В 6 с наноразмерными частицами

 

Этап 1.1 Разработка технологии получения электролюминесцентных материалов на основе полупроводниковых соединений А2В 6 с наноразмерными частицами. Разработка экспресс- метода для контроля электролюминесцентных свойств полученных материалов.

Этап 1.2.Разработка технологии выращивания в квазизамкнутом объеме эпитаксиальных фоточувствительных слоев CdSe, ZnTe на диэлектрических подложках.

 

Будет разработана технология получения электролюминесцентных материалов на основе полупроводниковых соединений А2В 6 с наноразмерными частицами. Будет разработан экспресс-метод для контроля электролюминесцентных свойств полученных материалов.

Будет разработана технология выращивания в квазизамкнутом объеме эпитаксиальных фоточувствительных слоев CdSe, ZnTe на диэлектрических подложках.

 

3.2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ХИМИИ МАТЕРИАЛОВ И СРЕД

 

25

26

Тема 3.2.1. Разработка методов получения и обработки наноматериалов и структур, обладающих улучшенными функциональными свойствами

НИЛ «Электрохимические производства»,

НИЛ «Комплексные технологии»,

НИЛ «Технологическое оборудование»

Разработка методов получения наноструктурированных материалов и композитов на их основе, исследование их свойств. Определение области применения полученных новых материалов и разработка инновационных проектов с технологическими и экономическими предложениями по применению в промышленности.

Ожидается использование результатов исследования на предприятиях республики, а также в образовательном процессе.

Разработки будут защищены патентами

 

Подтема 1. Получение, исследование свойств и определение области рационального применения нанокристаллических и электрохимических покрытий из металлов группы железа с тугоплавкими металлами

НИЛ «Электрохимические производства»,

проф., д. х. н.

А.И. Дикусар

Всего 11 исп.,

в т. ч. 1 д. н., 7 к. н.

ИТИ

Определение области рационального использования полученных покрытий и разработка инновационного проекта по освоению технологий изделий с   улучшенными функциональными свойствами

 

Этап 3.1. Разработка теоретических основ получения нанопокрытий при помощи соиндуцированного осаждения при ЭХО материалов

 

Будут обобщены данные экспериментов по получению нанопокрытий на сплавы группы железа при помощи соиндуцированного осаждения при электрохимической обработке материалов.

Будут разработаны теоретические основы получения нанопокрытий для сплавов железа

 

Подтема 2. Получение нанопокрытий методом электро-искрового легирования (ЭИЛ) и исследование их физико-технических свойств

НИЛ «Комплексные технологии»,

доц., к.т.н.

В.И. Юрченко

Всего 8 исп.,

в т. ч. 2 к. н.  

ИТИ    

Разработка методики исследования физико-технических свойств наноматериалов и нанопокрытий, включая механические, антикоррозионные и электроизоляционные свойства.

Исследование свойств наноматериалов и нанопокрытий в зависимости от технологических режимов их получения

 

Этап 3.2. Разработка теоретических основ получения нанопокрытий с помощью ЭИЛ на двойных металлических сплавах

 

Будут обобщены данные экспериментов по получению нанопокрытий на двойных сплавах, образующих механические смеси и разработаны теоретические основы их получения.

 

27

Подтема 3. Разработка теоретических предпосылок и основ технологий, электротехнических наноструктурированных материалов

НИЛ «Технологическое оборудование»

доц., к. т. н.

Ф.Ю. Бурменко

Всего 18 исп.,

в т. ч. 2 к. н.

ИТИ

Разработка инновационного проекта производства новых электротехнических материалов со специальными свойствами и предпосылок для ОКР

 

Этап 3.3. Разработка теоретических предпосылок создания композитных материалов на основе разработанных наноструктурированных полимеров.

 

Будут определены основные пути решения технологических проблем переработки наноструктурированных металополимерных композиций и получения на их основе материалов и покрытий со специальными свойствами и диэлектриков для экологически чистых технологий изготовления печатных плат.

 

3.3. СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

28

Тема 3.3.1. Методы получения математических моделей по данным пассивного эксперимента.

 

Подтема 1. Развитие метода повышенной информативности малых выборок.

Этап 2.1. Разработка методов   определения и отсева грубых промахов для выборок малого объема

Подтема 2. Моделирование объектов с опорой на различные базисы разложения.

Этап 2.2. Моделирование двумерной случайной величины с помощью различных ортогональных полиномов на основе сгенерированных данных.

Подтема 3. Моделирование учебного процесса.

Этап 2.3. Оценить влияние полученных результатов на:

– «выживаемость» студента;

– оценку студента;

– область реально выбранной трудовой деятельности

Этап 2.4. Выявить учебные дисциплины, к которым склонен/не склонен студент, оценить степень сложности каждой учебной дисциплины для каждого студента, учитывая его психологический портрет, психологический портрет преподавателя и уровень обученности студента

Подтема 4. Построение математических моделей с изменяющимися параметрами.

Этап 2.5. Применение выявленных методов к моделированию линейного объекта

 

Подтема 5. Построение моделей различных объектов с помощью разностных уравнений.

Этап 2.6. Вычисление вероятностей переходов, заполнение матрицы переходов, выявление «работающих» переходов и «скрытых» переходов

Этап 2.7. Формирование описания объекта в виде системы   разностных уравнений

НИЛ «Математическое моделирование»,

доц., к. т. н.

С.Г. Федорченко

Всего 15 исп.,

в т. ч. 1 д. н., 6 к. н.

ИТИ

Методы построения математических и информационных моделей, а также программные продукты, реализующие эти методы.

Математические методы, позволяющие построить математические модели по выборкам малого объема, а также программные продукты, реализующие эти методы.

Метод отсева грубых промахов по выборке малого объема

Методы, позволяющие построить модели, опирающиеся на различные виды ортогональных полиномов.

Оценка зависимости точности различных видов моделей от используемых полиномов, формирование рекомендаций по выбору наиболее подходящего вида полиномов

Методы, позволяющие построить математические модели учебного процесса, на основе которых можно прогнозировать его результаты.

Оценка зависимость успеваемости студента от его психологического портрета

Методика выявления предметов, к которым склонен студент

Методы, позволяющие построить модель с изменяющимися параметрами.

Метод, позволяющий построить математическую модель линейного объекта

Модели объектов в виде разностных уравнений.

Матрица вероятностей переходов

Система разностных уравнений, описывающая данный объект

 

29

Тема 3.3.2. Алгебраические системы с дополнительной сигнатурой

НИЛ «Алгебра и ее приложения»,

проф., д. ф.-м. н.

Ю.М. Рябухин

Всего 9 исп.,

в т. ч. 3 д. н., 2 к. н.

ФМФ

Изучение тополого-алгебраических свойств подколец и подгрупп, колец дробей и близких алгебраических систем, в том числе алгебр степенных рядов с топологией.

Изучение взаимосвязи радикальных колец и полей, уточнена специфика свободных коммутативных радикальных алгебр. Все это будет применено для доказательства соответствующих структурных теорем. Кроме того, будут рассмотрены специальные классы квазигрупп заданных тождествами и уточнена специфика этих алгебраических систем

 

Этап 3. Уточнение специфики построенных радикальных алгебр и алгебры с дополнительной сигнатурой.

 

Связать евклидовость кольца Z целых чисел со свойствами построенных подколец поля рациональных чисел, в том числе и радикальных подколец. Сравнить эти кольца с кольцом или алгеброй формальных степенных рядов, в том числе и с топологией.

 

30

Тема 3.3.3. Разработка научных основ формирования исследовательских компетенций учащихся и их универсальных учебных действий в процессе обучения математике.

НИЛ «Дидактика математики»,

проф., к. п. н.

Г.Х. Гайдаржи

Всего 6 исп.,

в т. ч. 1 д. н., 3 к. н.

ФМФ

Разработка методики формирования продуктивного методического мышления учителей математики (в виде монографии), отражающая технологические подходы к формированию исследовательских компетенций учащихся и их универсальных учебных действий в процессе обучения математике, которые будут реализованы в ходе постановки педагогического обучающего эксперимента.

 

Этап 1. Определение уровня сформированности методического мышления (при помощи выявления основных критериев методического мышления).

 

Будут анализированы работы учёных методистов (Ю.М. Колягин, Г.И. Саранцева, В.И. Крупича и др.) на предмет выявления критериев определения уровня методического мышления. Параллельно будут разрабатываться учебные материалы по формированию универсальных учебных действий учащихся, выявляющих развитие творческих способностей учащихся, проявляющихся при сформированности   универсальных учебных действий.

 

3.5. ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

 

31

Тема 3.5.1. Определение целесообразности применения электрообогрева в качестве резервного источника отопления взамен централизованного теплоснабжения

НИЛ «Энергосбережение»,

доц.

В.Г. Звонкий

Всего 5 исп.

в т. ч. 1 к. н.

ИТИ

Получение исходных данных для определения расчетных значений мощности   электрообогрева жилых зданий в случае   использования электрообогрева при нарушении газоснабжения

 

Этап 5. Оптимизация архитектуры сетей 6-10 кВ районных электрических сетей ПМР

Подэтап 5.1. Исследование проблем оптимизации архитектуры электрических сетей 6-10 кВ

Подэтап 5.2. Исследование способов повышения уровней надежности, безопасности и экологичности при эксплуатации сетей 6-10 кВ

Подэтап 5.3. Формирование методики и разработка расчетной модели сетей 6-10 кВ

 

Будет исследованы проблемы оптимизации архитектуры сетей с целью обеспечения надежности, безопасности и экологичности при эксплуатации сетей 6-10 кВ.

Будет предложена методика и интерпретация расчетной модели сетей 6-10 кВ.

 

32

Тема 3.5.2. Исследование и обоснование эффективности использования комбинированных агрегатов в условиях агрофирм ПМР

НИЛ «Энергетический потенциал»,

проф., д. т. н.

И.Ф. Анисимов

Всего 6 исп.,

в т. ч. 1 д. н., 2 к. н.      

АТФ

На основе проведенных исследований и производственных испытаний будут выданы рекомендации к производству по эффективности использования различных конструкций комбинированных агрегатов с учетом состояния почвы, предшественников и возделываемой культуры, а также их стоимости в условиях агрофирм ПМР

 

Этап 3. Исследование эффективности применения комбинированных агрегатов при предпосевной подготовке почвы под посев пропашных культур.

 

Будет определена эффективность применения комбинированных агрегатов при предпосевной подготовке почвы под посев пропашных культур.

 
 

Соцсети

ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Наши координаты

MD-3300, г. Тирасполь
ул. 25 Октября, 107
тел./факс: (+0373)(533)9-44-87
e-mail: kanz@spsu.ru

Наша почта


Gmail_logo_reflection

Вузы партнеры