1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>


Психологический Отдел

PDF Печать E-mail

emblema

Наши координаты: Студгородок, общежитие №7 кабинеты 77, 81  телефон - 79 567

 

 

История создания Отдела психологического сопровождения и профориентационной работы.

В нашей республике психологическая служба в системе высших учебных заведений впервые начала действовать при Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко в 1998 г.

В 2004 г. психологическая служба была преобразована в Центр психологической поддержки при кафедре психологии факультета педагогики и психологии. Первоначально директором Центра была Руденко Наталья Николаевна, а с 2005 г. − Клименко Илона Васильевна.

В 2007г. Психологическая служба вуза была выделена как отдельная структурная единица Университета и переименована в «Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы». И на сегодняшний день Отдел является единственной службой психологической поддержки в системе высшего образования ПМР.

Цель Отдела: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательно-воспитательного процесса, способствующее подготовке высококвалифицированных специалистов.

список сотрудников















В настоящее время Отдел осуществляет психологическое сопровождение всех факультетов, расположенных в г. Тирасполь. Студенты и сотрудники университета могут обратиться к психологу своего факультета. Абитуриенты и их родители – к психологу-профконсультанту Пушкиной Анне Сергеевне.

profkonsultant

Психолог-профконсультант

Пушкина Анна Сергеевна.

 

 

 

 

 

 

kollektiv

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудники Отдела психологического сопровождения и профориентационной работы.

 Принципы работы ОПСиПР:

  • (в Отделе работают дипломированные специалисты с высшим образованием);Профессионально
  • Конфиденциально (консультирование проводится на анонимной основе, с гарантией сохранения конфиденциальности);
  • Бесплатно (работа по всем видам деятельности Отдела проводится специалистами без взимания платы с обратившихся).

Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы ПГУ реализует свою деятельность в следующих направлениях:

 Диагностическое направление:

1. Диагностика процесса адаптации студентов 1 курсов.

2. Диагностическая работа со студентами 3 курсов: повторное исследование мотивации выбора профессии, терминальных ценностей.

3. Исследование эмоционально-оценочного отношения студентов к учебной деятельности и психологического климата в студенческих группах (в рамках проверки воспитательной работы на факультетах).

4. Диагностическая работа со студентами 5 курсов: повторное исследование мотивации выбора профессии, терминальных ценностей.

5. Диагностика психологического климата в педагогических коллективах кафедр факультетов (институтов) ПГУ.

6. Индивидуальная психодиагностика  личностных особенностей обратившихся.

Консультативное направление:

1. Индивидуальное и групповое консультирование студентов по вопросам обучения, личностного развития, жизненного и профессионального самоопределения и развития.

2. Оказание помощи преподавателям, кураторам академических групп в вопросах руководства и работы со студентами.

3. Консультирование психологом-профконсультантом абитуриентов (в течение учебного года и в период работы Приемной комиссии).

Коррекционно-развивающее направление:

1. Групповая коррекционная работа (использование элементов тренингов и развивающих  упражнений), направленная на оптимизацию адаптационного процесса студентов, сплочение студенческой группы. (1 курс)

2. Реализация программы «Развитие коммуникативной компетентности студентов педагогических специальностей» (2-3 курс)

3. Проведение социально-психологического тренинга «Профессиональное становление и социальная компетентность» (для студентов 4,5 курсов разных специальностей)

 Проведение социально-психологических тренингов по темам:

  1. Развитие сплоченности в студенческой группе (1 курс);
  2. Уверенность (для желающих);
  3. Основы конструктивного общения (1-3 курс);
  4. Развитие гендерной идентичности(2-4 курс);
  5. Основы делового общения (4-5 курс).

Просветительское направление:

1. Психологическое просвещение студентов – встречи и проведение бесед со студентами факультетов;

2. Просвещение преподавателей, кураторов академических групп по вопросам психологии обучения и воспитания студенческой молодежи. Семинары в «Школе кураторов»;

3. Тематические «Психологические гостиные» для студентов, проживающих в общежитиях (по отдельному плану);

4. Психологическое просвещение студентов 4–5 курсов в рамках проекта «Карьера».

Профориентационное направление:

1. Консультирование потенциальных абитуриентов;

2. Проведение тренинговых занятий со старшеклассниками «Ступени профессионального выбора»;

3. Участие в «Ярмарках вакансий»;

4. Профориентационные встречи в ОУ ПМР;

5. Диагностическая и консультативная работа в период работы Приемной комиссии;

6. Проведение семинаров для классных руководителей 10–11 классов;

6. Ведение раздела «Абитуриенту» на сайте ПГУ.

                                           


J0200279Хорошо написанный конспект – залог успеха не только на экзамене, но и в профессиональной деятельности. Как же правильно составить конспект? Давайте подробно рассмотрим деятельность студента на лекции.

Работа студента на лекции включает в себя слушание, осмысление (понимание) и конспектирование (запись).

Не следует путать слушание со слышанием. Можно слушать, ничего не слыша при этом. Слушание всегда связано с пониманием выслушанной информации, а одно лишь ее слушание и механическое записывание не гарантирует понимания.

В начале занятия необходимо настроиться на работу, так как в первые минуты объявляется тема, формулируется основная цель и задачи решаемых лекций, дается перечень важнейших вопросов, раскрываемых в ней. Если эти вещи не восприняты в полной мере, то дальнейшая деятельность осложняется.

Слушателю следует обратить внимание на свое поведение, не замечал ли он за собой некоторые вредные привычки, например:

  • Повышенное внимание к недостаткам в наружности, речи говорящего и его манерам;
  • Привычка слушать выступающего, не глядя на него;
  • Повышенная восприимчивость к незначительным отвлекающим моментам (шарканье ногами, кашель и т.п.);
  • Поспешная оценка темы и вывод о том, что в выступлении не будет ничего нового или ценного, преждевременное заключение о том, что положения доклада неверны или не заслуживают внимания.

Следствием этих привычек могут быть: поспешный отказ от усилий слушать выступающего; отрицательные эмоции в случаях, когда лектор выдвигает противоречивую мысль или использует в речи слова, вызывающие неприятные ассоциации; показное внимание в случаях, когда на самом деле голова занята другими заботами.

Если Вы замечаете у себя некоторые привычки или их последствия, постарайтесь взять их под контроль. Если самостоятельно не получается контролировать подобные привычки, Вы можете попробовать разобраться в этой ситуации вместе с психологом своего факультета.

Несколько советов по оптимизации процесса слушания:

1. Выделяйте основные положения. Сложно понять и запомнить все, что говорит выступающий, однако можно выделить основные моменты. Для этого необходимо обращать внимание на вводные фразы, которые используются, как правило, для перехода к новым положениям.

2. Поэтапно анализируйте и обобщайте. Во время выступления лектора нужно периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его речи. Подходящим моментом для этого является, например, заявление выступающего о том, что он переходит к другому вопросу, а также момент логического завершения любого этапа лекции.

3. Будьте готовы слушать лекцию до конца. Когда известно, что, если предстоит слушать длинное выступление, возникает соблазн заранее решить, что слушать его не стоит. Именно здесь следует «поработать» над своей установкой (создать правильную мотивацию).

Конечно, выполнение данных рекомендаций требует систематической тренировки. Но эффективное слушание любого выступления (в том числе и лекции) – важнейшее условие правильного составления конспекта.

Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания прослушанного, т.к.  в этой процессе принимают участие слух, зрение, рука. Такая работа способствует запоминанию только в том случае, если студент понимает излагаемый материал, либо прикладывает к тому максимум усилия. При механическом ведении конспекта, состоящем в простом записывании слов лектора.

ED00184_Конспектирование предполагает фиксацию на бумаге мыслей лектора, без которых нельзя раскрыть тему; слова, имеющие второстепенную значимость, не стоит вносить в конспект; развернутые обороты текста можно заменить более лаконичными словосочетаниями (например, придумать свои обозначения).

В лекционном материале студент сталкивается с понятиями и терминами, являющимися смыслообразующими. Их можно назвать ключевыми словами и обозначать начальными заглавными буквами этих слов (аббревиатура). Ключевые слова записываются первый раз полностью, после чего в скобках дается их аббревиатура (например, факультет педагогики и педагогики - ФПП).

Ключевые слова выделяются студентом самостоятельно, а в отдельных случаях они могут быть рекомендованы лектором. Количество ключевых слов не должно быть очень большим (иначе может возникнуть путаница в их использовании): не более 10-глобальных и 2-3 - по данной лекции.

В отдельных случаях целесообразна сокращенная запись латинским алфавитом: максимум (max), минимум (min), температура (t). Рекомендуется сокращать общепринятые вспомогательные слова: так как (т.к.), например (напр.), так далее (т.д.), таким образом (т.о.), смотри (см.), может быть (м.б.), больше (>), меньше (<).

При оформлении конспекта можно оставлять поля, где можно записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. На полях можно поместить цитаты, взятые из книг или восстановленные по памяти из содержания лекции при обработке ее конспекта.

Итак, грамотный конспект предполагает:

1. Краткие записи без лишних слов; сокращенно (до разумного).

2. Записывать так, чтобы лучше запомнить: наглядно (цвет, значки, схемы); рациональное расположение материала (компактно, блоками).

3. Записывать так, чтобы можно было дополнить, скорректировать.

После того как лекция прослушана и написана, работа над ней не может считаться окончательно завершенной. Студент должен усвоить материал текущей лекции и подготовиться к восприятию предстоящей лекции.

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент - Экзюпери)

16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Он объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации.

Каждый человек имеет право на признание со стороны окружающих, на хорошее отношение к себе и к своей личности, нельзя забывать, что человек - индивидуальный, неповторимый в своем роде. В большинстве случаев человеческие предрассудки, выражающиеся в неадекватном восприятии другого, мешают нам с любовью и уважением относиться друг к другу.

Толерантность – не выдуманное слово. Только толерантность каждый определяет по-своему, и если мы возьмем словари, окажется, что в разных языках значение этого слова имеет свой неповторимый оттенок. Толерантность – нечто большее, чем терпимость. Может быть, самая близкая интерпретация – устойчивость к конфликтам. Но посмотрим:

Английское – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

Французское – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.

Арабское – прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.

Русское (2 значения) – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Терпимость – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть терпимым к поступкам других людей.

Исследование в область межнациональных и межличностных коммуникаций позволили современным психологам изучить «состав» толерантной личности. На сегодня имеется более 55 качеств личности, сгруппировав которые можно увидеть вот какой список:

  • снисходительность
  • терпение
  • чувство юмора
  • чуткость
  • доверие
  • альтруизм
  • терпимость к различиям
  • умение владеть собой
  • доброжелательность
  • умение не осуждать других
  • гуманизм
  • умение слушать
  • любознательность
  • расположенность к другим
  • способность к сопереживанию

Чтобы оценивать свои качества толерантности, необходимо понять в каком обществе ты находишься, что здесь является критериями толерантности

 

ШАГИ К ТОЛЕРАНТНОСТИ:

• Желание быть толерантным.

• Постоянное саморазвитие (личностный рост).

• Не осуждать.

• Видеть шире:

 Замечать мелочи и тонкости.

 Замечать особенности ситуации.

 Принимать во внимание предысторию.

 «Не просто»- что скрывается за этим?

• Подключать интуицию и воображение.

• Расширять свой круг общения.

• Знакомиться с другими культурами (традициями):

 язык, рисунки, литература, архитектура,

 костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.

• Наблюдать.

• Общаться с представителями других культур.

• Улучшить самоконтроль.

• Развить в себе умение молчать /слушать.

• Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).

• Менять точки зрения.

• Не зацикливаться.

• Быть активным.

• Не оценивать

 

                                                                                                                                                                            «Когда кто-то идет не в ногу, не спеши осуждать его, возможно, он слышит звук другого марша».

                                                                                                                                                                                                                                                                                            Генри Торо , американский писатель

J0240291Отдел психологического сопровождения предлагает кураторам и старостам проведение встреч с группой по следующим темам:

1.  Межличностные отношения в группе.

2.  Конфликты в группе и пути их разрешения.

3.  Эффективная организация обучения в ВУЗе.

4.  Составление эффективного учебного графика. Тайм-менеджмент и принятие решений.

5.  Развиваем свои познавательные способности.

6.  Эффективная подготовка к экзаменам. Преодоление экзаменационного стресса.

7.  Развиваем в себе уверенную личность.

8.  Психология добрачных и семейных отношений.

Если Вы заинтересовались или желаете предложить свою тему, обращайтесь к психологу Вашего факультета.

УРА!!! СЕССИЯ!!!

Успех на  экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов. Их применение помогает:

  • ослабить эмоциональное напряжение;
  • сохранить хорошее самочувствие и настроение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Для ослабления эмоционального напряжения целесообразно использовать приемы и упражнения, направленные на тренировку:

  1. оптимального планирования времени;
  2. внимания;
  3. памяти;
  4. эмоциональной устойчивости.

УЧИМСЯ ПЛАНИРОВАТЬ ВРЕМЯ!

Большинство студентов не воспринимают экзамены всерьез, пока те не замаячат в ближайшей перспективе. Поэтому львиная доля подготовки, как правило, приходится на последние недели и дни. А это создает исключительное напряжение.

Практика показывает, что, имея в распоряжении всего несколько дней, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его таким образом: количество вопросов делится на время подготовки к экзамену, причем вторую половину дня перед экзаменом нужно оставить в резерве.

Повторять материал желательно ежедневно, так как 20—30% прочитанного на следующий день из памяти улетучивается. Поэтому первые полтора-два часа лучше посвятить тому, чтобы освежить в памяти пройденное накануне.

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. Составьте общее расписание своей подготовки к экзамену, чтобы Вы смогли следить за временем и за своим  прогрессом.

Составляйте план на каждый день подготовки, четко определите, что именно сегодня будете изучать. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы  какого предмета

Не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна. Именно во время сна происходит перевод информации, полученной за день из оперативной памяти в долговременную. Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала.

Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкульт. пауз. Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 - 2 больших часовых  перерыва для прогулок на свежем воздухе.

Известно, что люди делятся на жаворонков» и «сов» и их умственная продуктивность различна в разное время суток. Попробуйте разобраться, к какому типу принадлежите Вы?

Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. Если же Вы  — скорее «сова», то усаживаться за учебник  или конспект в ранний час нецелесообразно: вы еще не вполне проснулись и будете долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишне.

Хорошо начинать учить — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов ответов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге.

Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответить на вопросы перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу, любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах.

Если вы хорошо воспринимаете информацию «на слух», можно договориться с подругой или приятелем, разделить вопросы и рассказывать их по очереди. Такой способ позволяет выбрать наилучшую манеру держаться на экзамене, оптимальный темп речи и интонацию. При хорошо развитой слуховой памяти будет достаточно вспомнить мелодику фразы, чтобы за ней потянулось содержание.

В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти

Если вы все время перед экзаменом провалялись на диване, пускай и с учебником в руках, контраст со строгим экзаменационным классом будет слишком силен. Поэтому готовиться лучше в максимальном приближении к реальной обстановке: учить, сидя за столом, проговаривать ответ вслух, стоя как бы «у доски» или, сидя рядом с «экзаменатором» (это может быть мама, папа или кто-то из родственников, друзей)

ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ!

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации.

Как лучше всего запоминать материал? Как правило, студент сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать. Для одного полезно читать вслух, ибо у него лучше развита слуховая память. Для других,  самый эффективный способ — репетиция ответа перед зеркалом. А тому, кто лучше запоминает не услышанное, а написанное, помогут.

Метод «Магическая семерка».

Если подлежащего заучиванию материала очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. И еще один вывод следует из этого правила: смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая мысль одной фразой.

Ведь для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключается смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объем памяти.

Метод «Ищите связи».

В материале могут быть следующие связи:

а) смысловые. Текст, в котором одна мысль логически предопределяет следующую за ней, запоминается сравнительно легко. Поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл текста, увидеть логические связи между абзацами, параграфами, главами;

б) структурные. Психологические эксперименты показали, что при запоминании логически не связанных между собой слов (терминов, иностранных слов) важное значение имеет их расположение на листе, объединение в группы (например, цифр в номере телефона) и даже в какие-либо фигуры. Подчеркивайте, обводите нужное, используйте сокращения, группируйте слова, которые начинаются с одной буквы.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОВТОРЯТЬ!

1. Повторять материал нужно не "про себя". Такой способ самопроверки неэффективен. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь ответ, он получается скомканным, отрывочным. Лучше составить план, схему ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме.

2. Попробовать ответы на самые трудные вопросы рассказать дома внимательному слушателю. Или записать ответ на магнитофон, а потом послушать себя со стороны. Перед устным экзаменом можно проверять свою готовность, рассказывая свой ответ вслух перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти - речедвигательная память. На экзамене этот материал легко вспомнится.

3. Иногда кажется: выучить все, что нужно, невозможно, просто руки опускаются. Тогда стоит отделить легкие вопросы от самых тяжелых и посмотреть, нельзя ли перекинуть мостик от более легкого материала к трудному.

4. Не повторять билеты по порядку. Лучше написать номера на листочках и тянуть, как на экзаменах.

ТРЕНИРУЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ!

Сбросить внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена вам помогут методы саморегуляции. Одни методы саморегуляции основаны на использовании человеческих возможностей, которые он имеет «под рукой». Они связаны с разумным планированием режима труда и отдыха. Когда вы начинаете испытывать во время подготовки к испытаниям психоэмоциональное напряжение, сильную усталость, а, может быть, и теряете самоконтроль, вам надо найти способы «остановки» себя.

Способы снятия нервно - психического напряжения

Когда Вы отдыхаете между занятиями во время подготовки к экзамену, иногда важно потратить на это как можно меньше времени, но отдохнуть за это время максимально. Я перечислю Вам некоторые способы, а Вы можете выбрать те, которые подойдут Вам.

·                    Спортивные занятия

·                    Контрастный душ

·                    Стирка белья

·                    Мытье посуды

·                    Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на кусочки, затем выбросить не помойку. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование)

·                    Потанцевать под музыку

·                    Громко спеть свою любимую песню

·                    Погулять в тихом месте на природе.

Помните, что очень важна положительная самооценка: проговорить про себя: "Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами и все будет хорошо..."

КАК НУЖНО ВЕСТИ СЕБЯ НА ЭКЗАМЕНЕ?

  Ты готов! Ты собран!  Ты уверен в успехе!

  Помни, что вера в успех – это половина успеха!  Не спеши отвечать или сдавать свою работу. Отложи ее в сторону. Закрой глаза и сосредоточься. Ты ничего не хочешь добавить  к своему ответу? Помни, что самые важные мысли приходят в голову после того, как письмо запечатано. Если тебе больше ничего не пришло в голову, то можешь отвечать.

А если провалился?

  Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность.

  Ничего нет страшного в том, что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня отдыхай. Потом же, проанализировав причины неудачи, определи пути ее преодоления. Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает!

 

Если вам необходима психологическая поддержка или консультация при подготовке к экзаменам обращайтесь к психологу вашего факультета.

общ.№7, каб. 77,81 Отдел психологического сопровождения т. 79567.

 

J0215709Многие  студенты, начиная свою учебную деятельность, сталкиваются с различными проблемами и одна из них – нехватка времени. Одним из способов решения этой трудности является умение спланировать свое время, чтобы его хватило и для учебы, и для отдыха.

Как же спланировать самостоятельную работу?

Наиболее эффективным является планирование на большой период времени, когда намечаются планы на весь семестр; затем разрабатываются планы на неделю; далее составляются списки дел на каждый день.

Полезно завести ежедневник, где на каждый день отводится много места для записей. Повесьте план на семестр на видном месте, например, над рабочим столом или на дверце шкафа. Вы будете пользоваться этим календарем весь семестр.

Планы на семестр.

Прежде всего, отметьте каникулы и праздники, чтобы выделить промежутки свободного времени (например, 2 сентября, 7 ноября, 23 февраля, 8 марта, пасхальные праздники, каникулы и т.д.)

Отметьте официальные даты контрольных работ, даты экзаменов и зачетов на семестр, сроки сдачи курсовых проектов или докладов. После этого установите сами для себя сроки выполнения заданий и оставляйте немного времени до официального последнего срока (пусть немного времени будет в запасе).

HH00260_Планы на неделю.

Здесь уже рассчитывается количество времени, необходимое для подготовки к каждому семинарскому и практическому занятию. Обычно преподаватель указывает, сколько времени выделяется на самостоятельную работу по его предмету, но не всегда это время совпадает с возможностями и предпочтениями студентов. Какую-то работу Вы можете выполнять быстрее, а на какой-то предмет необходимо отвести больше времени, чтобы глубже его изучить. Поэтому распределение недельного бюджета времени лучше рассчитать индивидуально.

Многие считают, что лучше всего разрабатывать план на неделю в воскресенье. Опять лучше сначала внести в план обязательные дела: часы учебы, домашних заданий, время, необходимое на дорогу,  работа по дому и т.д.

Начиная планировать часы самостоятельной работы, учитывайте в какое время дня у Вас самая высокая работоспособность. Многие люди замечают, что работают с наибольшей эффективностью в определенное время суток. Для одних – это утро, а для других – это вечерние или дневные часы. Некоторые одинаково работоспособны в течение всего дня. Полезно знать лучшее для себя время и заниматься в эти часы.

При планировании учебного графика следует помнить несколько важных общих принципов:

·     Сначала лучше заняться самыми трудными для Вас предметами;

·     Полезнее заниматься по полчаса ежедневно, чем просидеть над книгами пять часов подряд. Особенно если изучаемый предмет вам кажется неинтересным и скучным. Если изучаемый материал Вас интересует и увлекает, то его дробление не так важно;

·     Обязательно включите в план какие-нибудь развлечения (но чтобы они не превышали времени, отведенного на учебу) и не забывайте хорошо высыпаться (таким образом, Вы даете отдых вашему мозгу). У каждого человека потребность во сне различна. Но не стоит впадать в крайности - спать по 4 часа или «круглыми сутками». Нужно спать столько, чтобы быть бодрым и работоспособным все остальное время.

Если Вы вечером не сильно утомлены, то можно посвятить 10 – 15 минут составлению плана на завтра, в противном случае отложите планирование на утро. Составьте для себя список задач на день и выполняйте его.

Вывод: важно правильно уметь распоряжаться своим временем. Планирование самостоятельной работы, кроме очевидных преимуществ, помогает воспитывать различные качества, например, организованность. Организованность понадобится Вам, когда Вы будете работать. Представьте себе, например, менеджера отеля, который не может организовывать свою собственную работу. Может ли он управлять работой персонала, то есть планировать работу других людей?

Миф 1. Разместив свое резюме на нескольких интернет-сайтах, вы непременно получите достаточное количество выгодных предложений.

Одно из самых привлекательных заблуждений заключается в том, что появление вашего резюме в Сети, как некий волшебный эликсир, заставит работодателей мечтать об интервью с вами. Не собираюсь оспаривать тот факт, что Интернет уже давно стал стандартным инструментом поиска работы. Но если вы считаете, что его эффективность выше, чем, например, у газетных объявлений, то ошибаетесь. Лишь около пяти процентов соискателей находят работу с помощью Интернета.

Миф 2. Объявления о вакансиях в полной мере отражают объем и разнообразие рынка труда.

По разным данным, только 15-20 процентов всех вакансий на рынке труда публикуются в средствах массовой информации. Огромная часть вакантных должностей - это скрытый рынок труда. И чем выше позиция и зарплата, тем меньше вероятности, что объявление об этой должности будет опубликовано в СМИ. Каким образом соискателю обнаружить эти предложения? Только с помощью полезных связей. Связи до сих пор остаются одним из самых эффективных инструментов поиска работы. Вы методично выстраиваете отношения с людьми, которые могут оказать вам содействие в поиске работы. Но это целое искусство, ведь если наобум рассказывать каждому встречному о том, что вам нужна работа, то вряд ли вы добьетесь желаемого.

Миф 3. Работодатели недолюбливают соискателей, которые меняют работу слишком часто и нигде подолгу не задерживаются.

Сотрудники, которые часто перемещаются из одной компании в другую, на некоторое время почти исчезли с рынка труда. Стабильно развивающаяся карьера считалась большим плюсом. Кроме того, многие работодатели готовы пренебречь профессиональными качествами кандидата, если по какой-либо причине уверены в его лояльности. Но в последнее время компании развиваются все более и более динамично, и становится очевидно - для того чтобы получать новые знания и навыки, повышать свою квалификацию и стоимость на рынке, просто необходимо постоянно двигаться вперед. Старайтесь избегать действительно коротких сроков работы (менее одного года), а в остальном особенно не зацикливайтесь на темпе своих передвижений.

Миф 4. Сопроводительное письмо не так важно, как резюме или портфолио.

Каждый раз, отправляя резюме в компанию, необходимо сопровождать его письмом, причем составленным специально для этого работодателя. Если вы не рассчитываете на счастливую случайность, и у вас действительно есть стратегия поиска работы, вы не будете пренебрегать сопроводительным письмом. В конце концов, резюме совершенно бесполезно для работодателя, если он не знает, на какую позицию вы претендуете и чего ожидаете от работы. Только в форме персонифицированного послания вы можете привлечь внимание к тому, что выделяет вас из общего числа кандидатов, будь то уникальная квалификация или особенности характера.

Миф 5. Резюме должно показывать логику вашего карьерного развития и рост ответственности.

Да, идеальное резюме выполняет эту функцию. Но это не самоцель. Самой важной частью самопрезентации был и остается лаконичный рассказ о ваших навыках, образовании и конкретных должностных обязанностях. Большинство работодателей тратят на просмотр резюме не более 20 секунд. А значит, чтобы получить приглашение на интервью, нужно делать акцент на главном. Согласитесь, некоторые подробности вашего профессионального развития могут быть интересны только вам. К примеру, тот факт, что пять лет назад вы посетили профессиональную выставку или исполняли обязанности вашего босса, пока тот был в отпуске.

Миф 6. Рассылайте резюме, и вы будете регулярно получать приглашения на интервью.

Возможно, это сработает, если вы редкий специалист в узкоспециализированной области. А всем остальным, для того чтобы получить приглашение, нужно проявить активность. Иногда необходимо самому позвонить потенциальному работодателю. Особенно в том случае, если ваша квалификация недостаточна для вакантной должности или вы начинаете карьеру в новой области. Тем не менее в телефонной беседе вы можете заявить о своей заинтересованности и попросить об интервью. Даже если вы все-таки не подходите для этой позиции, общение с работодателем может открыть новые возможности.

Миф 7. Никогда не будет лишним приукрасить свое резюме.

Даже не надейтесь, вам не удастся пустить пыль в глаза опытному работодателю, если, конечно вы не патологический лгун. Специалист, в чьи обязанности входит изучение резюме соискателей, со временем учится видеть за листком бумаги реального человека. Иногда, читая между строк, можно узнать многое, например, понять, насколько уверен в себе кандидат, как он оценивает себя, чем в своей трудовой биографии гордится, а о чем хочет умолчать. При таком пристальном взгляде несложно заметить фактические неточности и "легкие" преувеличения. А чем больше их будет, тем более каверзные вопросы ожидают вас на собеседовании.

Миф 8. Занижая свои требования к заработной плате, вы становитесь более привлекательным кандидатом.

Соискатель никогда не должен пренебрегать своими ожиданиями относительно зарплаты. Это лишь создаст впечатление, что он отчаянно нуждается в работе, и может быть причиной отказа. Но если вы все же получите работу с заниженной зарплатой, вы никогда не сможете быть по-настоящему довольны ею, поскольку почувствуете себя обманутым: ведь, на ваш взгляд, ваш труд не будет оплачен по достоинству. Пока вы претендуете на деньги, которые укладываются в рамки разумного для вашей должности и отрасли, придерживайтесь этой цифры. И не объявляйте о желаемой зарплате сразу, пусть работодатель сам поднимет эту тему.

Миф 9. Наиболее квалифицированные специалисты получают лучшую работу.

Пожалуй, это самое сильное заблуждение - лучшего кандидата ожидает лучшая должность. Работодатель, как правило, выбирает того, в ком видит соединение профессиональных качеств, навыков презентации и умения найти контакт с интервьюером. Так что не слишком зазнавайтесь, если считаете свою квалификацию уникальной, но и не теряйте мужества, если не слишком подходите формальным требованиям. Если вы получили приглашение на интервью, значит работодатель считает, что ваших умений, знаний и опыта достаточно для этой позиции. При личной встрече нужно лишь подтвердить, что вы достойны этой работы.

Миф 10. Начать карьеру в новой области практически невозможно.

Тенденция такова, что в динамичном мире бизнеса все больше людей будут кардинально менять свою карьеру, причем не один раз в жизни. Это вполне реально, однако сегодня в мире профессионалов для этого уже недостаточно простого желания. Нужно составить план действий и следовать ему. Прежде всего, подумайте о том, как в новой карьере можно применить ваши нынешние знания и навыки. Следующий шаг нужно сделать в сторону получения дополнительного образования.

Миф 11. Соискатель не должен продавать себя работодателю.

Если вам не нравится мысль о том, что вы продаете себя, думайте, что продаете свои профессиональные качества. Часто это означает применение некоторых методов продаж при поиске работы. Вы именно тот продукт, который нужен компании, и теперь должны это доказать. В наше время преуспевают соискатели, которые используют те же методы, что и компании для продвижения своей продукции.

Миф 12. В трудные времена соглашайтесь на первую предложенную работу.

Поиск работы - непредсказуемый процесс. Вы можете в течение месяца проходить многочисленные интервью в одной и той же компании и находиться в полной уверенности, что получите работу, но этого так и не произойдет. А через неделю вы посещаете несколько компаний и получаете сразу несколько предложений. Нужно ли в таком случае соглашаться на первое же предложение? Только если это то, что вы искали, и ваша карьера будет развиваться в правильном направлении. В ином случае, лучше ждать, пока не появится возможность выбирать.

"В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он какие-нибудь из них развить".

Н. Энкельманн

Современная жизнь предъявляет много требований современному специалисту. Очень многое зависит от того, насколько психологически старшекурсник готов к будущей профессиональной деятельности (не только ЗУН связанные со специальностью, но и коммуникативная компетентность. Знание особенностей построения межличностных отношений, делового этикета и др.

Поиск работы – это работа, требующая серьезного к себе отношения. Вы должны быть уверенны, что действительно хотите начать трудовую деятельность. Прислушайтесь к самому себе: что вами движет? Что побуждает вас искать работу? Что вы ожидаете от трудоустройства, и каким вы видите себя на новом рабочем месте? Решите, кем бы вы хотели и могли бы работать. Кто вы? Какими профессиональными знаниями и умениями обладаете? В каком направлении можете их реализовать?

Будьте готовы к тому, что поиск работы тяжелый труд. Возможно, вы столкнетесь с ситуациями отказа. Не менее важна информационно-техническая подготовка к поиску работы. Проанализируйте рынок труда в вашем городе или регионе. Расширьте географическую зону своего поиска.

Используйте все методы поиска работы.

С помощью объявлений в СМИ: в печати, информационных рубриках местных телеканалов. Лучше всего купить «свежую» газету, с утра пораньше изучить ее и примерно в 10.00 (наилучшее время для установления контакта с работодателем) приступить к телефонным звонкам.

Помещение своего объявления в местной печати. Постарайтесь сделать это не совсем стандартно. Составьте свое объявление без ложной скромности, но и без превознесения своих возможностей

Обращение к друзьям, знакомым, родным, к бывшим одноклассникам, сокурсникам, коллегам.

Через службу занятости. Здесь можно получить профконсультацию консультацию юриста и психологов, а также пройти программу социально – психологического тренинга по поиску работы. Все услуги государственная служба занятости оказывает бесплатно.

Через отделы, занимающиеся распределением молодых специалистов, окончивших высшие и средние профессиональные учебные заведения.( Как правило, такие отделы находятся в самих учебных организациях, деканатах, на кафедрах, тех факультетов, которые выпускают ваших будущих коллег)

Непосредственное обращение к работодателю. Даже если в момент обращения нет подходящей вакансии, оставьте свое резюме. При этом ваш визит должен оставить приятное впечатление, чтобы о вас вспомнили, когда появится вакантное место.

Обращение к работодателю по телефону. Используйте телефонные звонки, чтобы заинтересовать работодателя, вызвать у него желание встретиться с вами. Помните, что у вас есть всего лишь минута для того, чтобы вызвать к себе интерес, поэтому заранее составьте ключевые фразы и план, по которому вы будете вести разговор. В случае если в организации вакантного места не окажется, попросите разрешения все же принести или выслать свое резюме.

Примерный список вопросов, на которые следует дать самому себе ответ, отправляясь на поиски работы:

1. От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

2. Каковы ваши основные интересы и любимые времяпрепровождения?

3. Какие учебные курсы были у вас любимыми в высшей школе?

4. Перечислите то, что вы считаете своим позитивным опытом, и постарайтесь объяснить, почему вы его таковым считаете.

5. О какой работе вы мечтаете? Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

6. Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете? Как проводите время?

7. Каковы ваши критерии выбора работы? (Обязательные и желательные).

8. Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

9. Какие пробелы в своих занятиях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

10. Если работа, которая вам кажется идеальной, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

11. С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

12. Каковы ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры?

"Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда"

М. Твен

Хорошее резюме одно из самых эффективных средств поиска работы.

Запомните три ключевых момента:

• У Вас единственный шанс преуспеть с помощью резюме в тот момент, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более 2-3 минут. Если внимание привлечь не удалось - значит, резюме не сработало.

• При написании резюме следуйте принципу избирательности. Информацию для резюме следует отбирать, исходя из его целей. Другими словами, в резюме стоит включать описание именно тех аспектов Вашего опыта, которые значимы для позиции, на которую Вы претендуете.

• Удачное резюме может стать поводом для интервью, т.е. личной встречи с работодателем или его представителем, но еще не гарантирует получение работы. Ваша цель - добиться, чтобы читающий захотел встретиться с Вами лично.

Содержание резюме:

1.Представьтесь. Укажите фамилию, имя, отчество (рекомендуем выделить жирным крупным шрифтом), дату рождения и число полных лет.

Контактные адреса (в том числе электронный) и телефоны.

Часто забывают указать отчество, или домашний адрес, или не указывают, какой из телефонов рабочий, а какой домашний, и в какое время куда лучше звонить.

В тексте довольно часто приводят не тот электронный адрес, с которого посылают электронное письмо с резюме. Если кандидат претендует на владение компьютером - это ошибка. Посылать резюме надо только с того адреса, который фигурирует в тексте резюме.

2.Укажите цель.

Укажите точное название должности, которую хотите получить. Ее формулировка должна точно совпадать с тем, как она заявлена.

Некоторые вместо должности пишут "хотел бы получить интересную работу, которая бы соответствовала моему образованию и опыту работы и могла бы принести пользу вашей компании для ее дальнейшего успешного развития". Такого рода формулировка вызывает недоумение у работодателя и не находит поддержки. Ясно, что сам человек плохо себе представляет, чем бы конкретно он мог заниматься и как бы предлагает работодателю решить кроссворд - внимательно изучить резюме и найти верный ответ, проставив его в графу "должность".

Не указывайте несколько должностей сразу. Это снизит ваши шансы. Компании требуется специалист на определенную должность.

Нужно ли указывать желаемый уровень оплаты труда?

Это зависит от обстоятельств. Вообще говоря, всякий разговор о зарплате до окончания собеседования обычно ставит нанимателя в трудное положение. Ведь он еще не знает Ваших возможностей, не оценил, сколько вы "стоите" в его шкале ценностей и возможностей, потому и не может заранее ответить, готов ли он дать Вам требуемую зарплату.

Поэтому, если вы вообще решились указывать конкретные цифры, то укажите только желаемый минимальный уровень, на который вы согласны, и обязательно упомяните, что он минимальный. Писать лучше правду. Если вы укажете слишком высокую минимальную зарплату, то никто не рискнет с Вами связываться. Если же Вам предложат запрашиваемый минимум, то всегда можно сказать, что указанная цифра минимальная, а предстоящая работа сложная, ответственная, и она стоит намного больше.

3.Образование.

В разделе "Образование" укажите, где, когда и какое учебное заведение окончили, а также (если недавно закончили вуз) какие были оценки, если, конечно, они являются Вашим "плюсом". Если вы занимались в вузе или сейчас занимаетесь наукой, укажите научную специализацию, ученую степень, ученое звание.

Необходимо перечислить всевозможные награды различных конкурсов, олимпиад, конференций, в том числе школьных, наличие "красных" дипломов и т.д. Пишите подробно, указывайте факультет, специализацию, тему диплома. Укажите номера соответствующих дипломов, свидетельств и сертификатов. Не забудьте также о курсах повышения квалификации и стажировках, даже если они были однодневными.

Не следует писать, какую школу вы закончили и с какими отметками: может сложиться впечатление, что Вам больше нечем похвастаться.

4. Опыт работы.

Это самый важный и самый длинный раздел резюме, который по объему должен превышать все вместе взятые остальные разделы. Следует подробно излагать только «голые» факты, избегая лестных самооценок наподобие «большой опыт работы», «умение работать в команде», «хорошие организаторские способности» и т.п. Резюме составляется так, чтобы менеджер сам сделал нужные Вам выводы. Пусть за Вас говорят факты.

Если Ваша работа носила проектный характер (программист, дизайнер), то перечислите все ваши проекты, длившиеся свыше одного месяца. Если работа однородная или не носит проектный характер (менеджер, продавец), то выделите в Вашей работе какие-то особенности и виды работы (например, работу с определенным крупным заказчиком или поставщиком).

По каждому проекту (особенности) необходимо кратко и точно указать: период времени с точностью до месяца (можно приблизительно); место работы; наименование проекта (вида работы, особенности); краткую характеристику проекта (вида работы, особенности) на 1-2 строчки; используемый инструментарий (например, компьютерные программы, специфические технологии, которые могут представлять интерес для работодателя); вашу роль в выполняемой работе.

Скажем, если вы - программист, то в последнем пункте необходимо указать, чем именно вы занимались, кроме программирования, например, постановкой, разработкой структуры базы данных, документации, тестированием, внедрением, сопровождением и т.д.

Если вы - операционист в банке, то необходимо указать, с какими клиентами работали (особенно если были крупные клиенты) и сколько было клиентов; какими счетами (рублевыми, валютными, вкладами населения); какой программой типа "операционный день банка" пользовались и т.д.

Если вы Web-дизайнер, не забудьте привести ссылки на выполненные Вами работы.

В Ваших интересах сделать список как можно длиннее. Чем больше опыта, тем больше шансов устроиться на работу. Не пренебрегайте упоминанием курсовых, дипломных, научных работ, всевозможных приработков и т.д. Всё это - большие проекты, малые ли - так или иначе составляет Ваш реальный опыт, который непременно нужно отразить в послужном списке.

Перечислять работы (проекты) и нанимателей необходимо в обратном хронологическом порядке, т.е. последняя работа должна быть записана первой, предпоследняя - второй и т.д.

Когда раздел с описанием опыта опущен, невозможно сделать вывод о качествах кандидата, и резюме неизбежно проиграет в сравнении с другими.

5.Нужны ли личные подробности?

Следует как можно подробнее излагать факты производственной биографии и минимум - личной. Это позволит показать, что Ваша жизнь в большей степени ориентирована на работу, нежели на досуг. Не стоит излагать подробно автобиографию, детали, связанные с Вашим детством или историю Ваших браков. Не стоит указывать наличие прав на вождение автомобиля, если Вам предстоит работать в офисе.

Если для Вас настолько важны собственный автомобиль, дача, трое детей, рыбалка и пр., что вы решились указать это в производственном резюме, то наниматель подумает, что вы - не деловой. Ведь ему придется отпускать Вас в рабочее время на техосмотр или ремонт автомобиля, пристраиваться к графику Ваших соревнований или гастролей.

В конце резюме достаточно перечислить 2-3 своих увлечения. Лучше указывать активные увлечения (например, спорт, туризм, танцы), чем бытовые (дача, рыбалка, охота).

6.Надо ли указывать дополнительные сведения о себе?

Если этого требует специфика будущей работы, то обязательно укажите:

  • Владение иностранным языком. Не следует завышать уровень знания Вами иностранного языка: Вам придется работать, возможна предварительная проверка уровня Ваших познаний работодателем или кадровым агентством. Обычно принята следующая градация: начальный уровень, хорошее знание, свободное владение.
  • Работа с компьютером. Если вы не программист и не продвинутый пользователь, мы рекомендовали бы проконсультироваться со знающими людьми, как правильно называются пакеты, с которыми вы работаете. Нужно указать владение бухгалтерскими программами, а также специальными программами, например, графическими редакторами. Также необходимо отметить знание интернет и умение пользоваться электронной почтой, что не совсем одно и то же, как это представляется некоторым.
  • Знание оргтехники. Предполагает умение работать с офисными мини-АТС, ксероксом, факсом. Телекс указывается дополнительно.
  • Водительское удостоверение, наличие автомобиля.

О чем не следует писать в резюме:

• Всю Вашу трудовую биографию. На самом деле Вашего потенциального работодателя интересуют только последние 3-5 мест работы и период не более 10 лет.

• Ваши физические данные.

• Вашу фотографию.

• Причины, по которым Вы уходили с работы.

• Требования к зарплате.

Направляя свое резюме потенциальному работодателю или посреднику, желательно снабдить его сопроводительным письмом. Хорошо составленное письмо привлекает к вам интерес и является отправной точкой для последующих личных контактов.

Сопроводительное письмо должно соответствовать общепринятому стандарту: содержать заголовок, печать с интервалом в одну строку и поблочную организацию абзацев, отпечатано на хорошей бумаге.

Соблюдайте основные принципы написания письма: оно должно быть кратким, но при сконцентрированной форме привлечь внимание к вам и показать вашу ценность для работы, на которую претендуете. Не злоупотребляйте жаргоном и чересчур громоздкими словесными конструкциями.

Сопроводительное письмо принято писать на имя конкретного сотрудника компании, в которую вы обращаетесь. Если контактное лицо не указано в объявлении, сделайте все от вас зависящее, чтобы узнать его. Наверно не стоит даже говорить, что в имени и фамилии не должно быть ошибок.

В начале письма (верхнем правом углу) укажите обратный адрес и дату.

Как правило, сопроводительное письмо состоит из трех (реже четырех) абзацев.

В первом абзаце напишите об источнике получения информации о вакансии, на которую вы претендуете. Не пренебрегайте возможностью использовать фамилию какого-то другого человека, чтобы обозначить связь между вами и получателем. Это беспроигрышный способ привлечь внимание к своему письму. Главное – получить разрешение воспользоваться именем человека. Очень хорошо, если вы предварительно изучили компанию, в которой хотите работать. Тогда напишите несколько лестных слов в адрес данной компании. Такая вставка даст знать читателю вашего письма, что вы провели некоторую «подготовительную работу».Кроме того вы можете указать цель вашего обращения.

Второй абзац посвятите описанию своего опыта и квалификации. Докажите работодателю, что вы идеально подходите на эту позицию. Вы должны заинтересовать читателя. Кратко опишите профессиональные успехи и результаты вашей трудовой деятельности. Объясните (если необходимо) те аспекты резюме, которые недостаточно очевидны и которые, возможно, могут говорить не в вашу пользую. Свяжите свой предыдущий опыт с требованиями работодателя: сообщите читателю, какие особые качества своей личности вы могли бы проявить на интересующей вас работе. Ни в коем случае не вставляйте куски резюме, при необходимости обязательно перефразируйте информацию.

В последнем абзаце может быть указано, как вы предлагаете строить дальнейшие контакты. Это как бы описание ваших дальнейших действий: звонок по поводу встречи, приход в организацию и т.п. Можно просто написать: «Надеюсь на ответ с вашей стороны». Обязательно поблагодарите читателя за потраченное время.

Студенты ПГУ: жизненные планы, профессиональные ориентации.

Несомненно, что за 80 лет существования ПГУ добился больших успехов: сохранена и приумножена традиция преподавания фундаментальных научных знаний, значительно расширены организационные возможности обучения прикладным научным дисциплинам. Научные достижения университетской науки во многом обусловлены тесным взаимодействием с ведущими академическими институтами России и Украины, полученные в ПГУ дипломы специалиста являются вполне конкурентоспособными на рынке труда.

Однако, наряду с этим появились и новые проблемные ситуации в сфере вузовского образования. Профессиональное образование и профессиональная деятельность в целом стали в большей мере зависеть от потребностей рынка труда. Усиливающаяся коммерциализация все сильнее подчиняет мир социально-трудовых, профессиональных отношений рыночным законам. Современные выпускники вузов все более уверенно ориентируются в виртуальных поисковых системах трудоустройства в глобальной сети Интернет; им привычны понятия рынок труда, резюме, система дополнительного образования, профессиональная мобильность и многое другое.

Разумеется, нас не может не волновать вопрос, насколько, в какой мере эти и многие другие социальные обстоятельства нашли отражение в современной молодежи, в системе образования ПГУ. За ответами на эти вопросы мы, сотрудники Отдела психологического сопровождения и профориентационной работы ПГУ, обратились к абитуриентам, а позже студентам 3 курса и выпускникам.

Иследованние проводилось в 3 этапа. На 1 этапе (июнь 2006г) в исследовании приняли участие абитуриенты Приднестровского государственного университета. Проводилось изучение мотивации выбора будущей профессии (соотнесение внутренних и внешних мотивов), ценностных ориентаций и различных аспектов (целей получения образования, ориентаций при выборе вуза и др.), влияющих на выбор абитуриентами обучения в ПГУ им. Т.Г. Шевченко. На 2 этапе (апрель-май 2008г.) и 3 этапе (ноябрь-декабрь 2010г.) исследования проводилось повторное изучение мотивации выбора профессии, ценностных ориентаций и различных аспектов, влияющих на процесс профессионального становления студентов в период обучения в вузе (цели обучения в вузе, оценка содержательной стороны образовательного процесса, изменение отношения к избранной специальности, а также дальнейшие профессиональные планы).

Анализируя результаты изучения аспектов, влияющих на выбор абитуриентами обучения в ПГУ можно отметить, что молодые люди при выборе вуза были ориентированы на свое призвание, интерес к областям знаний -65,6%, престиж высшего образования – 27%, высокий уровень профессиональной подготовки в вузе – 26,4%.

Молодым людям был предложен список предполагаемых целей, которые они ставят перед собой, обучаясь в вузе. Из них необходимо было выбрать 3 основные цели, характерные им.

 При поступлении в вуз молодые люди демонстрируют достаточно обширный «веер» целей, связанных с получением будущей профессии. Большинство абитуриентов уже в период поступления в вуз задумываются о значимости для них будущей профессии (46,4%) и в дальнейшем карьеры в области выбранной специальности (50%). Молодых людей впечатляют общественные достижения в области преподаваемых в вузе наук, которые определяют научно-технический прогресс. Они осознают, что изменения в мире не уменьшают, а увеличивают спрос на глубокие профессиональные знания. Важнейшей ценностной ориентацией и целью обучения в вузе для студентов является возможность во время учебы в вузе общаться с интересными людьми. На это указали 16% респондентов. Пример авторитетных людей вдохновляет молодых людей и дает ориентиры в жизни и профессии. Каждый факультет может назвать десятки выдающихся ученых и преподавателей, которые неустанно открывают новые горизонты для университетской молодежи. Получение высокого общественного статуса является значимым для 9,4% респондентов. Абитуриенты осознают важность знаний, они планируют заниматься в период обучения в университете наукой (6% респондентов), что, безусловно, будет способствовать повышению профессиональной компетентности. В меньшей степени актуально для молодых людей планирование места работы (в частности за рубежом планировали работать всего 7%), абитуриенты еще не задумываются о том, что высшее образование будет способствовать их успешной адаптации в современном обществе (5%респондентов).

Таким образом, можно отметить, что абитуриенты достаточно мотивированы на получение профессии, и цели обучения в вузе, поэтому как ближние, так и дальние (будущие перспективы).

К 3 году обучения происходят изменения в мотивационной сфере молодых людей. Мнения о целях обучения в вузе становятся размытыми и разнородными. Но приоритетными целями продолжает оставаться приобретение специальности, получение фундаментальных знаний и карьера в области выбранной специальности. Повышается значимость таких целей как занятие наукой, расширение своего кругозора. По мнению студентов (25,5%) именно широкий кругозор является весомым качеством в полученном образовании в ПГУ.

Важной составляющей получения образования в условиях трудовых рыночных отношений стала адаптация к реалиям современности. Расширение базовой подготовки позволяет выпускникам сравнительно легко овладевать широким спектром профессий. Они могут быть не только преподавателями, но и быть экспертами, консультантами, сотрудниками различных государственных и негосударственных структур, органов управления. Найти себе достойное место на государственной службе, в общественных организациях, в сфере бизнеса. И, как показывают данные трудоустройства выпускников ПГУ, они становятся перспективными специалистами в самых различных областях общественного труда. Полученные на факультетах (институтах) знания и навыки служат для этого хорошей базой. 12% опрошенных студентов 3 курса считают, что высшее образование поможет им адаптироваться к реалиям современной жизни. С другой стороны, значимость высокого общественного статуса как специалиста с высшим образованием для молодых людей повышается (20,5%респондентов). Однако уже 19,8% опрошенных студентов 3 курса отмечают свое желание работать за рубежом.

К выпускному курсу цели становятся более четкими и конкретными. Молодые люди завершают профессиональную подготовку, и они четко осознают значимость фундаментальных знаний в предстоящей профессиональной деятельности. У достаточно большого количества выпускников цели оптимистичны – карьера в области выбранной профессии. Адаптация к современным условиям не является актуальной для старшекурсников. Наше исследование показало, что наука, являясь привлекательной сферой будущей работы всего для 4,6% опрошенных 5-курсников Основной причиной оттока молодежи из сферы науки является, в первую очередь, материальное положение научных работников. При этом молодые ученые имеют меньшие по сравнению со старшими коллегами возможности для подработок. Если старшее поколение ученых может более успешно маневрировать на традиционном поприще науки и высшей школы, то для молодежи гораздо проще встроиться в неакадемический рынок труда, нежели искать способы выживания в науке, в сопряженности с интенсивной преподавательской деятельностью. Отрицательно сказываются распространившиеся в массовом сознании стереотипы с непристижностью науки. Все вышесказанное позволяет делать неоптимистические прогнозы в отношении интереса студентов связать свою будущую работу с научной деятельностью. Следует отметить, что  14,3% из опрошенных студентов планируют работать за рубежом.

Отрадно отметить, что  90,9% из опрошенных 5-курсников положительно оценивают качество подготовки в ПГУ к будущей профессиональной деятельности.  42% респондентов отметили, что за годы обучения в вузе отношение к выбранной специальности у них изменилось в лучшую сторону (например, 67% на факультете педагогики и психологии).  40,7% выпускников однозначно ответили, что если бы поступали в вуз повторно, то выбрали эту же специальность.  55,2% респондентов считают свою специальность достаточно престижной в обществе (87% на экономическом факультете, 79% в инженерно-техническом институте), а 56%- востребованной на рынке труда.

Мотивы профессиональной деятельности принято подразделять на внешние и внутренние. Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. Это касается и внешней положительной мотивации (материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, престиж и т.д.). Исследование ведущего мотива выбора профессии показало, что на первом месте у абитуриентов 2006г. находился индивидуальный внутренний мотив, который свидетельствует о том, что будущие студенты в первую очередь исходили из своих интересов и потребностей. Средний балл – 19,2 (при 25 б. максимум). Данных респондентов 59,6%. Второй ранг ( 18,1 балла) занимал социальный внутренний мотив, который свидетельствует о том, что молодые люди стремятся к принесению пользы окружающим, осознают, что будущая профессия предполагает высокое чувство ответственности. Данных респондентов 35,9%. Третий ранг (16,2 балла) занимал внешний положительный мотив (18,8% респондентов). Абитуриенты ориентированы на престижность профессии, высокую заработную плату, возможность продвижения по службе. Последний четвертый ранг занимал внешний отрицательный мотив (12,7 балла), данных респондентов всего 3,5%. Данные молодые люди в период поступления в вуз считали, что данная профессия единственно возможная в сложившихся условиях, либо на поступлении в вуз настаивали родители.

Какие же измения происходят  в мотивационной сфере молодых людей? Результаты нашего исследования показали, что для большинства студентов 3 и 5 курса ведущими продолжают являться внутренние мотивы – индивидуальный и социальный. Т.е. в будущей профессии их привлекает принесение пользы другим людям, социальная востребованность, а также соответствие своим интересам и увлечениям. Показатели внешней положительной мотивации ниже и процент выбора данных мотивов в качестве ведущих соответственно приблизился к 15%. Отрицательная мотивация характерна всего 4% опрошенных студентов 3 и 5 курсов.

Какой же вывод можно сделать? Мы не претендуем на отыскивание «истины в последней инстанции» и окончательных выводов по результатам предпринятого исследования. Мы воспринимаем их как повод для размышлений о путях улучшения вузовского обучения, стимула для внесения необходимых полезных корректив в учебно-воспитательный процесс факультетов (институтов) нашего вуза.

О трудностях процесса профессионального становления студентов свидетельствуют следующие факты: достаточно большое количество студентов считают свою будущую профессию не достаточно престижной (44,8%) и востребованной (44%) на рынке труда, в связи с этим 45,5% студентов – выпускников отметили, что при возможности сменили бы специальность, по которой они обучаются. 8% респондентов указали, что работать по полученной специальности не будут, 36,2% будут искать любую работу, ориентируясь на высокий заработок, 20,7% старшекурсников хотят получить дополнительное образование по другой специальности. Данное исследование подтверждает устойчивую тенденцию в жизненных планах многих молодых людей работать за рубежом.

Однако можно отметить и положительные аспекты: за период обучения в вузе молодые люди убеждаются в значимости получения фундаментальных знаний в вузе. Самый большой показатель выбора данной цели среди студентов 5 курса (37,7%); 62,4% студентов 5 курса оценивают качество подготовки к будущей профессиональной деятельности достаточно высоко; 42% респондентов считают, что у них изменилось отношение к избранной специальности за период обучения в вузе в лучшую сторону; 40,7% не хотели бы изменить свою профессиональную направленность. Уверены, что будут работать по специальности – 38,9%, а 39,1% - будут упорно искать работу по полученной специальности. 17,5% - хотят продолжить образование по специальности на более высоком уровне;

И самое главное, что для большинства абитуриентов и студентов 3, 5 курсов ведущими являются внутренние мотивы – индивидуальный и социальный. Т.е. в будущей профессии их привлекает возможность самореализации, принесения пользы обществу. Полученная в вузе специальность соответствует способностям и возможностям молодых людей, дает возможность для профессионального роста.

В заключении хочется отметить, что подобные исследования мнений студентов представляются чрезвычайно важными и актуальными. Они позволяют своевременно отслеживать их отношение к учебному процессу, потребности и проблемы, связанные с получением образования, а также реагировать на изменяющиеся тенденции в студенческой среде. Максимальное взаимодействие руководства вуза, факультетов (институтов) ПГУ и студенческой аудитории в конечном итоге способствует улучшению качества подготовки будущих специалистов.

Начальник Отдела психологического сопровождения и профориентационной работы Клименко Илона Васильевна

«Застенчивость — это сочетание желания понравиться и боязни неудачи»

Пьер Эдмон Бошей

Каждое новое поколение молодежи стремится презентовать себя как людей свободных от стереотипов, оригинальных, активных. А те, кто не вписывается в подобный формат, испытывают различные чувства, в том числе и негативные. Часто этим чувством является стеснение.

Если честно, любой человек стесняется в той или иной степени. Вы можете быть профессиональным лыжником и уверенно спускаться с горы, преодолевая любые препятствия, вы уверены в себе, вы уверены в том, что вы делаете. Но вот вы сталкиваетесь с другой ситуацией, совсем не похожей на ту, в которой вы чувствуете себя максимально комфортно, и, к большому сожалению, все ваши действия сковывает какая-то непонятная сила, и тут уж слово сказать и то, как-то трудно. Знакомо? Вот она застенчивость.

В русском языке слово «застенчивый» образовано от глагола «застить» и толкуется словарем В.И. Даля как «охотник затеняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый: неуместно скромный и робкий; непривычный к людям, робкий и молчаливый». .

В Оксфордском словаре английского языка сказано, что первое письменное употребление данного слова отмечено в англосаксонском стихотворении, написанном около 1000 г. н. э. Там оно означаю «легкий испуг».

Словарь Уэбстера определяет застенчивость как состояние «стеснения в присутствии других людей».

Точного определения застенчивости нет, потому что разные люди понимают под этим словом разные вещи. Застенчивость — это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх. Застенчивым людям кажется, что все смотрят на них критически или смотрели бы так, если бы их заметили. Поэтому они обычно стараются избегать оказываться у всех на виду.

Застенчивость — явление гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности сами застенчивые люди. Исследования свидетельствуют, что около 40% подростков и взрослых считают себя застенчивыми.

Основной принцип поведения, определяющий природу застенчивости, — вести себя тихо и ровно. Застенчивый человек живет в собственном внутреннем мире. И хотя внешне он может казаться неподвижным, в душе его бушуют чувства и сталкиваются потоки неудовлетворенных желаний.

Застенчивые люди очень робки, а их самовосприятие обычно достаточно негативно. Так, они остро ощущают свои действительные и мнимые недостатки и не знают или не ценят своих положительных качеств.

Действительно, вы можете ощущать абсолютную уверенность в себе в одной ситуации, и максимальную скованность в другой. Помните, если вы слишком застенчивы, это может оказать негативное влияние на вашу жизнь, как социальную, так и профессиональную.

Застенчивость: За и против.

• Застенчивых людей часто считают сдержан¬ными, скромными, уравновешенными.

• Их манеры могут рассматриваться как утон¬ченные, поведение оригинальное, загадочное, таинственное.

• Застенчивость придает человеку вид самостоятельного и самоуглубленного.

• Способствует уединению и приносит радость, которую только уединение способно дать.

• Застенчивые люди не задевают других, не бывают назойливыми.

• Застенчивые люди часто бывают более разборчивыми в личных контактах.

• Застенчивость способствует осмотрительности, осторожности, дает возможность отстраниться, понаблюдать за чем-либо со стороны.

• Застенчивость может стать маской для человека, обеспечивать его анонимность, дает человеку возможность быть свободным от всяческих «должен» и «обязан».

Однако:

• Застенчивость препятствует встречам с новыми людьми, приобретению друзей и получению удовольствия от жизненных успехов.

• Она не дает человеку возможности выражать свое мнение и отстаивать свои права.

• Не дает другим людям шанса оценить личные достоинства ею порабощенного.

• Усугубляет чрезмерную сосредоточенность человека на себе и своем поведении.

• Мешает ясно мыслить и эффективно общаться

• Сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожности и депрессии.

Над застенчивостью можно работать.Каждый человек в силах изменить себя, стоит ему только задаться такой целью.

Вы должны иметь желание преодолеть вашу застенчивость, прежде чем вы сможете с ней что-либо сделать. Вокруг вас множество застенчивых, в той или иной ситуации, людей, к сожалению, большинство из них, так и не приняли решение изменить ситуацию в лучшую сторону. Но если вы действительно желаете справиться со своей застенчивостью, вас следует принять решение. Примите решение стать более уверенным.

Сделайте вид, что вы уверенны в себе и перестаньте стесняться, так вы обнаружите, что застенчивость уходит. Спустя какое-то время, вы обнаружите, что ваша застенчивость становится всё слабей и слабей, а ваша уверенность неимоверно растёт.

Познавайте самого себя. Будьте честны перед самим собой и выясните причины вашей застенчивости. Быть может причина в вашей внешности? В вашем голосе? Что бы это ни было, если это возможно, искорените это или постарайтесь изменить – и будьте честны перед самим собой. Здесь вы единственный человек, который может вас обмануть.

Развивайте свое чувство юмора. Неловко поскользнувшись и сев в лужу (как образно выражаясь, так и буквально) при всем честном народе можно покраснеть, разрыдаться и убежать под смешки очевидцев. А можно рассмеяться первым, «скорчить рожу», вызвать дружный хохот (и расположение!) окружающих и долго еще быть «героем дня». Симпатия окружающих обеспечена, ведь ничто так не располагает к человеку, как остроумие.

Оставьте страх. Значительная часть вашей застенчивости обусловлена страхом. Ваш разум прокручивает всевозможные страшные ситуации, когда вы встречаетесь с людьми, которые заставляют вас чувствовать себя плохо, как правило, это основано на действительном или мнимом опыте. Не беспокойтесь об этом, это тоже можно решить. Если вы можете перестать думать и начнёте сосредотачиваться на более позитивных вещах об этой ситуации, то вы уменьшите своё стеснение. Сосредоточьте внимание на позитивных аспектах социальной ситуации, на чём-то хорошем, что может с вами произойти.

Меньше самокритики. Многие застенчивые люди чрезвычайно самокритичны по отношению к себе. Они считают, что должны выглядеть хорошо, действовать определённым образом или быть кем-то, кем они не являются. Попробуйте сделать всё возможное, чтобы быть менее самокритичным. Станьте фанатом самого себя и начните себя хвалить.

Старайтесь быть активнее на занятиях, чаще выступать на собраниях. Если нужно пойти в какое-нибудь учреждение, обратиться за справкой, выполнить поручение, требующее общения с незнакомыми людьми — считайте, что вам повезло! Конечно, и к занятиям и к деловому разговору надо готовиться, тогда вы будете чувствовать себя более уверенно, спокойно. Неплохо бы заняться художественной самодеятельностью, наконец, просто читать вслух стихи или прозу дома, товарищам.

Волевым усилием человек способен очень многое изменить в своем характере, в стиле поведения. Можно побороть нерешительность, мнительность, чувство страха. Можно заставить себя говорить громче, двигаться пластичнее.

Изменения не происходят мгновенно, стоит набраться терпения и у вас обязательно все получится, желаем успехов. С вами рядом ващ психолог! 

Габриэль Гарсия Маркес:

  • Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.
  •  Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.
  • Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.
  • Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку, и чувствовать твое сердце.
  • Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.
  • Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку.
  • Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.
  • Не трать время на человека, который не стремится провести его с тобой.
  • Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись тому, что это было.
  • Всегда найдутся люди, которые причинят тебе боль. Нужно продолжать верить людям. Просто быть чуть осторожнее.
  • Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.

В.А. Сухомлинский:

  • В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.
  • Главная школа воспитания детей − это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
  • Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца.
  • Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.
  • Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах, − долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины.
  • Любого работника − от сторожа до министра − можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.
  • Семья − это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
  • Слабость и беззащитность женщины относительны. Эти благородные эстетические качества нежнейшей и красивейшей части рода человеческого проявляются только на фоне благородной силы, мужества мужчины.
  • Спорт становится средством воспитания тогда, когда он − любимое занятие каждого.
  • Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество.
  • Там, где есть строгость и требовательность женщины, девушки, юноша становится настоящим мужчиной.
  • Там, где у женщин не развито чувство чести и достоинства, процветает нравственное невежество мужчин.
  • Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью.
  • Человек таков, каково его представление о счастье.

 

Пауло Коэльо

  • "Время не всегда течет в одном и том же ритме. Мы определяем его ритм".   
  • "Никогда не надо отказываться от мечты! Мечты питают нашу душу, так же как пища питает наше тело. Сколько бы раз в жизни нам не пришлось пережить крушение и видеть, как разбиваются наши надежды, мы все равно должны продолжать мечтать".
  • "Есть только один путь постижения – действовать"
  • "Только одно делает исполнение мечты невозможным – это страх неудачи".
  • "Пока удача нам сопутствует, надо ловить мгновение, надо делать все, чтобы помочь ей, как она нам помогает".

Тема любви волнует человечество почти на протяжении всей его истории. Любовь была и злом и благом, и счастьем и страданием, и  горестью  и радостью; но никогда ничем безразличным или ненужным. Необходимой и отчаянно личной она осталась для тех, кто только вступает в «страну любви», лишь готовиться  к встрече с этим прекрасным чувством, нетерпеливо ждут любви, жадно ищут среди окружающих и окружающем, готовы идти на край земли, чтоб встретить  настоящую любовь,  о которой так много пишут и говорят.

2
2 2
3
3 3
4
4 4
5
5 5
6
6 6
7
7 7
8
8 8
9
9 9
10
10 10
11
11 11
12
12 12
13
13 13
14
14 14
15
15 15
16
16 16
17
17 17
18
18 18
19
19 19
20
20 20
21
21 21
22
22 22

 

Соцсети

ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Наши координаты

MD-3300, г. Тирасполь
ул. 25 Октября, 107
тел./факс: (+0373)(533)9-44-87
e-mail: kanz@spsu.ru

Наша почта


Gmail_logo_reflection

Вузы партнеры