Приднестровско-украинская археологическая экспедиция сделала новые открытия
Предварительные итоги работы приднестровско-украинской экспедиции по изучению курганов эпохи бронзы были представлены 28 мая на пресс-конференции, которая прошла в Русском центре Фонда «Русский Мир» ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
Группа археологов работала с 8 апреля по 19 мая 2013 г. на раскопках курганов эпохи бронзы у с. Глиное Слободзейского района ПМР. Проведение этой экспедиции, как и аналогичной в 2012 г., стало возможным на основании Договора о сотрудничестве между ПГУ им. Т.Г. Шевченко и Институтом археологии Национальной Академии наук Украины.
С приднестровской стороны в ней приняли участие сотрудники НИЛ «Археология» ПГУ им. Т.Г. Шевченко В.С. Синика и Н.П. Тельнов, который возглавил экспедицию. К сотрудничеству были приглашены украинские коллеги, представители Отдела энеолита – бронзового века Института археологии НАНУ (г. Киев) С.Д. Лысенко и С.Н. Разумов, а также Отдела археологии Северо-Западного Причерноморья Института археологии НАНУ (г. Одесса) С.В. Иванова. В раскопках приняли участие специалисты-археологи из г. Белая Церковь (А.А. Викторов), г. Кривой Рог (И.В. Шевченко), г. Одессы (Н.Е. Ветчинникова), а также палеопочвоведы Института географии НАНУ(г. Киев)Ж.Н. Матвиишина и А.Г. Пархоменко.
Ректор ПГУ профессор С.И. Берил подчеркнул, что масштаб археологических исследований в ПМР достиг высоко международного уровня, а полученные материалы представляют значительный интерес для изучения древней истории не только Приднестровья, но и всей Восточной Европы.
О предварительных итогах экспедиции рассказал научный сотрудник НИЛ «Археология» ПГУ им. Т.Г. Шевченко и Института археологии НАНУ С.Н. Разумов. Он сообщил, что археологами были исследованы два кургана эпохи бронзы, содержавшие 46 погребений. Интересно, что 44 захоронения были совершены в эпоху бронзы (конец IV-II тыс. до н.э.), а два – в Средневековье (X-XIII вв.).
Раскопки велись с помощью техники: бульдозер снимает 5 см грунта, а при малейшем изменении цвета почвы или появлении следов дерева и камня прекращает работу, и дальнейшие раскопки ведутся вручную. С.Н. Разумов заметил, что оба кургана у с. Глиное были сильно разрушены вспашкой, их высота составляла всего полметра: «Судя по размерам, изначальная высота курганов составляла 3-4 м, следовательно, вспашка уничтожила много древних погребений. Можно сказать, что наши раскопки носили спасательный характер, поскольку интенсивная вспашка полей продолжается».
Сергей Николаевич рассказал, что 22 погребения из 46 относятся к ямной культурно-исторической общности, которая была распространена от Зауралья до нижнего Дуная. «Приднестровский регион интересен потому, что служил мостом, по которому проходили миграции носителей ямной культуры на северные Балканы и в центральную Европу, – пояснил сотрудник НИЛ «Археология». – Сейчас в науке господствует мнение, что представители ямной культуры были первыми индоевропейцами: мигрируя, древние люди образовали племена, которые стали предками современных европейских народов. Результаты наших раскопок и исследований помогут подтвердить или опровергнуть эту теорию».
Погребения, найденные приднестровско-украинской экспедицией, содержали немало интересных находок. Так у левой ноги погребенного мужчины найден наконечник стрелы в виде трапеции, который, судя по отложившемуся на нем слою кальция, был причиной несмертельного ранения и много лет находился в теле живого человека. Такие наконечники использовались носителями позднетрипольской усатовской культуры. Следовательно, эта находка – свидетельство боевых столкновений представителей разных культурных групп.
Одновременно с центральным захоронением в проходе рва было совершено погребение младенца, перекрытое каменной антропоморфной стелой – возможно, свидетельство существования человеческих жертвоприношений.
Позднее в курган было впущено еще одно ямное погребение, перекрытое сверху второй, значительно большей по размеру, насыпью. Погребенный мужчина носил на шее ожерелье из бронзовых трубочек, в центре которого находилась подвеска-амулет, выточенная из куска окаменевшего дерева. В грудине было круглое отверстие от какого-то оружия, на кости зафиксированы следы заживления. Показательно, что и это погребение сопровождалось погребением младенца. В могиле ребенка стоял миниатюрный сосуд-поильник, еще два сосуда были разбиты на краю ямы.
Третье по времени ямное погребение содержало остатки берестяного колчана со стрелами: четырезазубренных наконечника стрел, направленных остриями вниз, найдены за спиной лежавшего на боку воина.
Курган содержит еще 6 ямных погребений. Наиболее интересной находкой в них является фигурный «сосуд» (возможно, в форме рыбы), тщательно вырезанный из человеческого черепа. Здесь же был найден набор кремневых инструментов – два ножа и два скребка.
Также среди найденных предметов – амфора и кубок, связанные с культурами Карпато-Балканского региона, металлическое украшение в виде височного кольца и кремневый нож.
С.Н. Разумов рассказал, что в каждом кургане было найдено по 6 погребений катакомбной культурно-исторической общности. Эти захоронения находили глубже, на 2-3 метра уходя в глину. Среди находок – керамический и деревянный сосуды, остатки топора-молота из неизвестного минерала. Также было найдено навершие жезла в виде каменного топора-молота: предположительно, жезл принадлежал военному вождю невысокого ранга, похороненному вместе с женой или наложницей. Это одно из двух катакомбных погребений, содержащих по два скелета.
Большой интерес вызвали также находки в катакомбных погребениях из другого кургана. В них найдены еще два топора-молота из неизвестного минерала, кремневый скребок для обработки кожи и набор гадальных костей, предположительно, принадлежавший племенному шаману или жрецу. В одном из погребений в шейном позвонке мужчины найден кремневый наконечник стрелы, вросший в кость и покрытый слоем кальция – причина несмертельного ранения. Скелет этого человека имел также следы других боевых ранений, например, его челюсть была полностью раздроблена ударом молота.
В 2013 году исследовано 10 погребений эпохи поздней бронзы. Инвентарь (импортный кубок со шнуровым орнаментом, каменный топор, керамическая чаша) и погребальный обряд большинства из них позволяет отнести их к бабинской культурно-исторической общности. Часть погребений в ямах без инвентаря может относиться к сабатиновской культуре.
Научный сотрудник НИЛ «Археология» ПГУ им. Т.Г. Шевченко и Института археологии НАНУ С.Н. Разумовсообщил, что в настоящее время проводится предварительная обработка полученных данных. В ближайших планах – разносторонний анализ археологических находок.
К изучению материалов будут привлечены специалисты-археозоологи из Института зоологии им. И.И. Шмальгаузена НАНУ (г. Киев) и Института археологии РАН (г. Москва). Археозоологический анализ позволит установить, мясом каких животных питались древние люди, ведь в захороненияхбыли найдены остатки подносов с жертвенной пищей.
Антропологический материал будет исследован антропологами из Института антропологии Университета им. А. Мицкевича (г. Познань, Польша). По окончании исследований можно будет не только установить пол и возраст жителей эпохи бронзы, но и выяснить, какие болезни и травмы они перенесли, какие факторы стресса (голод, эпидемии) были в их жизни.
Датирование всех погребений с помощью радиоуглеродного анализа будет проведено в Киевской радиоуглеродной лаборатории Института Геохимии окружающей среды НАНУ.
Исследования законсервированного курганными насыпями грунта с целью выяснения характера ландшафта и климатических условий в III тыс. до н.э. уже проводятся палеопочвоведами Института географии НАНУ (г. Киев).
Также уже начаты палеоэтноботанические исследования для определения характера остатков растительной пищи, которые сохраняются в керамических сосудах из погребений. Эти работы будут осуществляться в Институте геологических наук НАНУ.
Программой научных исследований до конца 2013 г. предусмотрено специальное исследование изделий из кости и рога, а также проведение спектрального анализа для металлических изделий, обнаруженных в ходе раскопок в погребениях эпохи бронзы. Исследователи полагают, что им удастся установить, из каких рудников (Кавказ, Донбасс) был взят металл для украшений.
С. Снегина.
Олимпиада ВШЭ
для студентов и выпускников вузов стран СНГ и Балтии
Опрос
Ресурсный центр
МГГУ им. М.А.Шолохова