1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>


Университеты и глобальные вызовы современности

PDF Печать E-mail

sadovnichiyВ Университете Тохоку (г. Сендай, Япония) 19-20 марта проходил Третий форум ректоров России и Японии, в котором принимал участие ректор МГУ В.А. Садовничий. Основная задача форума – обмен мнениями, знаниями и опытом представителей ведущих университетов России и Японии в сфере науки и образования в эпоху глобализации в XXI веке. Второй форум проходил осенью 2010 года в Московском университете. Предлагаем вашему вниманию доклад ректора МГУ имени М.В Ломоносова B.A. Садовничего на III Форуме ректоров России и Японии.

 

Глубокоуважаемые участники и гости форума!

В России малоизвестна интересная, относительно новая традиция Страны восходящего солнца: каждый год выбирать главное слово, вернее, иероглиф — символ года. Символ прошедшего года — КИДЗУНА. Это можно перевести как «родственные узы, родственная связь». Мне кажется, это убедительней многих аргументов свидетельствует о том, что такое японский характер, особенно в период страшных испытаний. КИДЗУНА. Что, в конечном счете, может быть важнее этого для человека в современном мире, особенно когда все более значительную роль в нем играют факторы технологического порядка?

Я не случайно решил начать с этого свой доклад. Ведь на сегодняшний день динамика развития общества такова, что глобальный человеческий ресурс – ключевое понятие нашего форума – может стать всего лишь элементом глобального технологического ресурса, если мы забудем о его собственно человеческом измерении, о духовном и душевном содержании – то есть, в том числе, и о том, что по-японски называется КИДЗУНА.

Тема конференции мне не просто близка – делу университетского образования, работе с молодым поколением я посвятил всю свою жизнь, считая, что это одно из самых достойных занятий на земле. Поэтому я рад возможности поделиться с коллегами на таком авторитетном форуме своими мыслями об актуальных проблемах, которые стоят перед университетами сегодня.

За свою более чем тысячелетнюю историю университеты стали не просто неотъемлемой частью государства и общества, но и ключевым фактором развития. Их роль продолжает возрастать, особенно в современных условиях небывалой научно-технологической гонки, едва ли не ежедневно заявляющей о себе все более высокотехнологичными новинками.

Образовательные системы всего мира сейчас претерпевают существенные изменения. Происходит пересмотр традиционной, так называемой гумбольдтовской модели классического университета, основанной на неразрывной связи преподавания с научными исследованиями. По последним международным классификациям сфера образования отнесена к разряду услуг. А знание, соответственно, расценивается как товар, приобретаемый за деньги.

Я не раз говорил, что нельзя строить университетское образование на рыночных принципах. Чтобы приобрести знания, недостаточно заплатить за обучение; знания становятся настоящей «собственностью» только в результате серьезной самостоятельной работы того, кто учится, его умственного труда.

Главная опасность происходящих изменений в университетском образовании — утрата его фундаментальности, его научной составляющей, смещение акцентов со стратегической подготовки специалистов, способных к самостоятельному интеллектуальному творчеству, в сторону удовлетворения сиюминутных конкретных потребностей рынка труда.

В условиях мирового кризиса фундаментальность образования актуальна вдвойне: молодым специалистам она позволяет быстрее и успешнее ориентироваться в непростой экономической обстановке, а экономике в целом – готовить квалифицированные кадры, необходимые при смене технологических укладов, сопровождающей кризис.

Российская высшая школа всегда считала фундаментальность образования приоритетом. Научная глубина и системность преподавания всегда были сильной стороной образования в нашей стране, и мы стремимся это сохранить.

Хочу особо подчеркнуть, что при коммерциализации образования упускается из виду одно обстоятельство первостепенной значимости, а именно – то, что образование – это важнейшая часть культуры общества, как в глобальном, цивилизационном масштабе, так и в национально-историческом. А ведь чем интенсивнее научно-технологическая гонка, тем больше риск технократического наступления на культуру, вытеснения вечных человеческих ценностей сиюминутными прагматическими потребностями. Явный дисбаланс между естественными науками и гуманитарными в пользу первых, причем в их приоритетно технологическом виде – это не только неравномерное распределение интеллектуального ресурса, это угроза для человеческого измерения нашей жизни, для культурного состояния современного общества.

С горечью и беспокойством приходится признать, что оборотной стороной ускоренного технологического развития, его, если можно так выразиться, «моральными издержками», является столь же быстрое падение уровня культуры и нравственных ценностей в обществе. Это одно из последствий глобальной прагматическо-технократической доминанты современного общества – своего рода глобальный гуманитарный кризис.

Некоторые футурологи вообще пугают человечество так называемой «технологической сингулярностью». Что это такое? В определенный гипотетический момент технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным человеческому пониманию. Это может быть связано с созданием искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграцией человека с вычислительными устройствами. Может произойти значительное скачкообразное увеличение возможностей человеческого мозга за счет биотехнологий. Развитие человечества может окончательно выйти из-под контроля и стать опасным. Конечно, это спорная теория, которая, тем не менее, подтверждает наличие серьезного гуманитарного кризиса.

Профессионалы университетского сообщества  понимают,  что  в  этих условиях на университетах лежит особая ответственность. Мы должны обеспечить преемственность культурного развития, то есть сохранить, преумножить и передать будущим поколениям не только знания, интеллектуальное богатство, но и духовное наследие, нравственные ценности и традиции.

Человек как самое совершенное творение природы, как высшая ценность мира всегда должен быть в центре внимания и ученых, и педагогов, и государственных мужей.

Мы в Московском университете недавно создали Институт человека, в котором объединены усилия ученых самых разных специальностей — как естественных, так и гуманитарных: биологов, медиков, математиков, психологов, антропологов, филологов. Междисциплинарность — главный принцип научных проектов, которые реализуются в рамках Института человека.

В результате комплексных исследований, проведенных в области объективного восприятия тактильного ощущения, созданы хирургические инструменты — механорецепторы — для осуществления тактильной диагностики при эндоскопических операциях. Этот медицинский прибор, не имеющий аналогов в мире, успешно прошел клинические испытания и получил высокую оценку специалистов. Недавно в Московском университете состоялась международная конференция «Механорецепторная диагностика и тактильная трансляция», в рамках которой был открыт Российско-японский инновационный центр.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что в последние годы в мире становится все больше очагов напряженности и рисков разного масштаба: я имею в виду и военные действия в разных странах, и международный терроризм, и мировой финансовый кризис, и многие социальные проблемы.

На первый план сейчас выступают действительно глобальные и без преувеличения жизненно важные проблемы, для решения которых необходимо объединение усилий всего мирового сообщества. Это и катастрофическое загрязнение окружающей среды, и сокращение биоразнообразия, и глобальные климатические изменения, и неравномерное распределение ресурсов (при котором на смену войнам за углеводороды могут прийти войны за пресную воду), и распространение новых штаммов вирусов, чреватое вспышками эпидемий.

Последние годы характеризуются неуклонным ростом числа природных и техногенных катастроф с большими человеческими жертвами и экономическим ущербом. На первом месте по числу жертв из всех катастроф – землетрясения.

Возможно, было бы правильно создать глобальный консорциум ученых и специалистов-волонтеров для оказания интеллектуальной помощи в предотвращении и ликвидации последствий таких катастроф  или чрезвычайных ситуаций по всему миру. Он может быть организован как социальная гуманитарная сеть. Мы с японскими коллегами – ведущими японскими учеными – могли бы выступить инициаторами, а через некоторое время «мировой сетевой мозг» мог бы помогать всем странам, попавшим в серьезную беду. Это был бы общественный вклад ученых в построение будущего гуманного мира.

Анализ природных и техногенных катастроф показывает, что рост их общего количества и ущерба от них связан с рядом глобальных процессов в природной, социальной  и  техногенной сферах.   

Глобализация,  рост численности населения, высокие темпы урбанизации, открытие новых технологий и новых материалов приводят к появлению  новых угроз, ставших следствием воздействия человека на окружающую среду. Все эти относительно недавно обозначившиеся проблемы глобального характера требуют специального изучения именно с позиций глобалистики. В этой связи хочу сказать, что в Московском университете недавно открыт новый факультет — факультет глобальных процессов. Это первый подобный факультет в мире.

Риски и кризисы становятся неотъемлемым элементом развития любой природной и общественной системы. Современные концепции кризисов трактуют их как момент смены программы в развитии систем, непременную предпосылку и условие качественного скачка.

Я математик, и тема математического моделирования глобальных процессов не могла не привлечь моего внимания. Этими проблемами я занимаюсь в рамках Института математических исследований сложных систем, который мы создавали в Московском университете вместе с Нобелевским лауреатом Ильёй Романовичем Пригожиным.

Математические модели глобального мира имеют свою историю. В начале 1970-х годов по предложению Римского клуба Джей Форрестер построил модель мирового развития (он назвал свою работу «Мировая динамика»), для которого потребление является главным приоритетом, и указал на возможные ограничения такого развития. Форрестер показал, что эти ограничения связаны с ростом населения, с объемом возобновляемых ресурсов в природе, с загрязнением окружающей среды, и, конечно, со способностью сельского хозяйства прокормить мир. Его модель — это система нелинейных уравнений, состоящих из пяти переменных. Форрестер нашел решения этих уравнений, численно моделируя, и предсказал возможные ограничения и возможные кризисы для человечества.

Проект Денниса Медоуза завершил исследование Форрестера, но и он вызвал критику, потому что не подходил для работы с региональной мировой моделью.

Эту тему продолжили Михайло Месарович и Эдуард Пестель, которые поняли, что при моделировании глобальной экономики необходимо учитывать региональные особенности. В их концепции «органического роста» каждый регион мира должен выполнять свою функцию, подобно клетке живого организма. Советские ученые тоже активно подключились к решению данной проблемы. Я бы отметил здесь работы академика Д.М. Гвишиани. Его доклад «На пороге третьего тысячелетия» вызвал большой интерес.

Академик Н.Н. Моисеев предложил модель «ядерной зимы», в которую он, как выдающийся математик, включил уравнения Навье-Стокса, уравнения газовой динамики. Он не только моделировал глобальныепеременные, но и устанавливал точные связи соответствующих физических процессов. Модель Моисеева сыграла важную роль: благодаря ей человечество осознало угрозу ядерной войны.

Разумеется, ни одна из моделей не была оптимальной, адекватной реальному положению дел. Почему? В отличие от чисто математических задач построения уравнений для поиска решений, в моделировании экономики, различных глобальных процессов очень много значат параметры, и их соотношение; а также умение с ними работать, учитывая предшествующий опыт. Мы называем это структурированием. Еще один важный момент: не принимались во внимание так называемые кондратьевские циклы, или «волны». Николай Дмитриевич Кондратьев – выдающийся русский экономист XX века. Он прогнозировал продолжительность одного технологического уклада в 25-30 лет и стабильное технологическое развитие в пределах такого цикла. Его имя было забыто, потому что его учение противоречило социалистической плановой экономике. Поэтому «волны» Кондратьева были знакомы немногим экономистам.

Цикл Кондратьева начинается с фазы восстановления после фазы депрессии и завершается кризисом с последующей депрессией.

Согласно модели Кондратьева, сейчас мы живем в 5-м цикле (он продлится примерно до 2017 года). После 2005 года – понижение, спад; с 2009 года начинается депрессия, ну а затем – энергетический, продовольственный, валютный кризис. Так видел цикличность развития экономист Кондратьев.

Вообще основой любого прогноза является прогноз численности населения. В одном из первых прогнозов формула численности населения имела в знаменателе такое отношение: t-2025. Поэтому если t=2025 году, то число жителей на Земле будет равно бесконечности.

В модели народонаселения С.П. Капицы этот прогноз подкорректирован. Капица ввел сглаживающие параметры: типовую продолжительность жизни 45 лет (это принятые параметры), подвел «под знаменатель» и сделал прогноз численности народонаселения до 2020-2050 года.

Мы предложили усовершенствовать эту модель. Полагаем, что в ней должна быть некоторая рецессия, т. е. запаздывание: экспоненциальный множитель — это запаздывание, связанное с тем вредом, который человек наносит природе, своим условиям жизни, сельскому хозяйству; это обязательно должно быть отражено в прогнозе народонаселения. Это основа нашей модели. Поэтому мы вводим коэффициенты запаздывания. Например, репродуктивная способность. Нельзя прогнозировать рост численности, начиная с детского возраста: репродуктивная способность человека начинается с 20-22 лет. Есть также запаздывание с внедрением базовых технологий, запаздывание реакции биосферы на антропогенную нагрузку. С.П. Капица прогнозирует рост до 2020-2100 года с населением в 10 миллиардов. Мы прогнозируем, с запаздыванием, о котором я говорил, два сценария при разных параметрах; но оба они выходят на численность  населения к 2100 году примерно в 5,2 миллиарда.

А теперь сравним прогнозы по численности населения Индии и Китая. Вот наши прогнозы. Китай сознательно ограничивает рост      

численности, то есть управляет процессом. Поэтому численность Китая стабилизируется к 2100 году и составит 1,3-1,4 миллиарда жителей. В Индии, наоборот, по нашим прогнозам, может произойти взрывной рост населения – до 2-2,3 миллиарда жителей. Но здесьможет сработать то запаздывание, о котором я говорил, и тогда численность населения Индии может упасть (я, конечно, желаю Индии благополучия, но это прогнозы): примерно до 800 тысяч жителей.

Сравним с прогнозами ООН. По Индии и Китаю они совпадают с нашими. А прогнозы по численности населения мира совпадают    с    прогнозами С.П. Капицы (10 миллиардов жителей).

Теперь – о прогнозировании мировых кризисов. Есть уравнение из области механики: ускоряющиеся логпериодические колебания накладываются на взрывной возрастающий тренд, описываемый степенной функцией с сингулярностью в конечный момент времени. Такие колебания наблюдаются в ситуациях, ведущих к катастрофам, и служат их предвестниками, позволяя предсказывать события. Так было с колебаниями индекса Доу-Джонса накануне финансового краха 1929 года, или, например, с изменениями концентрации ионов в подземных водах перед разрушительным землетрясением в Кобе в 1995 году.

Используя это уравнение с такими параметрами, как цены на высоколиквидные товары (нефть и золото), мы показали, что взрывной рост цен на эти товары является предвестником глубоких циклических кризисов в мировой экономике и предложили алгоритм расчета критического времени, то есть времени наступления кризиса. Ясно, что за взрывным ростом цен последует обрыв. Как это можно предсказать? Мы изучаем периодические колебания вокруг тренда. Как только они асимптотически ложатся на тренд, значит это начало кризиса. В 2010 году мы вычислили, что «золотой» кризис будет 3 августа 2011 года. Кризис произошел 4 августа 2011 года.

Для расчета наших прогнозов мы используем уникальные супервычислительные мощности Московского университета. МГУ – единственный в мире университет, который соревнуется с национальными центрами США, Германии, Японии, Китая. Пиковая производительность нашего суперкомпьютера – 1,7 петафлопс. И мы уже выступили с экзафлопной инициативой.

Московский университет давно — уже более сорока лет — связан с японскими университетами отношениями дружбы и сотрудничества. Среди наших партнеров – 19 университетов Японии. Всего заключено 39 договоров о сотрудничестве разного уровня. За эти годы стажировки в японских вузах прошли сотни студентов и аспирантов МГУ, столько же японских учащихся мы приняли в Московском университете.   торов Главное условие сотрудничества – взаимопонимание – невозможно без хорошего знания языка и культуры партнера. Японский язык преподается в пятидесяти вузах и двадцати средних школах России. В Московском университете – сильная школа японоведов. У нас изучают не только японский язык, но и историю, экономику, культуру Японии. Среди наших преподавателей – первоклассные специалисты, некоторые из них удостоены японских наград. Ассоциация преподавателей японского языка, созданная на базе МГУ, активно помогает обучать этому предмету российских школьников и студентов.

Все знают, что один из ключевых элементов японской культуры – чай. Более пятнадцати лет назад в Московском университете была открыта чайная комната, спроектированная архитекторами главы чайного дома «Урасенке», – уникальное сооружение, не имеющее аналогов в России. Здесь проводятся занятия по искусству чайной церемонии и японской каллиграфии.

В Московском университете уже много лет  осваивают  секреты  японских  единоборств, которые стали для многих наших юношей и девушек не просто любимым видом спорта, но и способом приобщения к японской культуре. На бейсбольном стадионе, который нам подарил университет Токай, регулярно проводятся международные турниры студенческих команд из многих стран мира.

Наше сотрудничество с Японией активизировалось после заключения договора с университетом Тохоку. На II Форуме в Москве был открыт Российско-японский центр, который не только занимается контактами двух университетов – МГУ и Тохоку, в том числе в области научных обменов и совместного руководства аспирантами, но и координирует взаимодействие японских и российских университетов в рамках инициативы «Глобал 30». Подписаны новые соглашения о сотрудничестве между российскими и японскими вузами.

Когда год назад в Японии произошло крупнейшее в ее истории стихийное бедствие, Московский университет сразу откликнулся на эту беду и внес свой посильный вклад в дело помощи японскому народу. Коллектив университета выразил глубокие соболезнования семьям погибших. Слова поддержки были направлены в японские университеты-партнеры. По нашему предложению они направили дополнительно 40 японских студентов для обучения в МГУ.

Московский университет внес также денежное пожертвование в фонд поддержки пострадавших в Японии. В университете прошла встреча российских и японских студентов – встреча солидарности и поддержки. В Императорском зале Московского университета состоялся благотворительный концерт в помощь пострадавшим от стихийных бедствий в Японии.

Глубокоуважаемые коллеги! Друзья! Каждый приезд в вашу страну, каждая встреча с японскими коллегами очень важны для меня. Я придаю этому особое значение еще и потому, что удостоен высокой награды – ордена Восходящего Солнца с золотыми и серебряными лучами. Большая честь, оказанная мне императором, наполняет меня чувством гордости и придает мне еще больше сил для новых дел во имя укрепления дружбы между нашими народами.

В мае 2010 года в ходе встречи губернаторов России и Японии высокие гости, посетившие Московский университет, заложили недалеко от высотного здания МГУ Аллею российско-японской дружбы – посадили пятьдесят саженцев сакуры как символ нашего общего стремления к сотрудничеству и взаимопониманию.

Японская сакура прижилась в России, это хороший знак. И я снова хотел бы вспомнить замечательные строки японского поэта: «Мы все друг другу братья под вишнями в цвету». У нас в России до цветения вишни еще далеко. В Японии сакура зацветает раньше, но мне хочется верить, что мы друг другу братья в любое время года.

 

Олимпиада ВШЭ

для студентов и выпускников вузов стран СНГ и Балтии

0000

Опрос

Укажите свой социальный статус

 

 

 

 


  Итоги

Как часто вы обращаетесь к сайту ПГУ?

 

 

 

 


  Итоги

Занятия по иностранным языкам

Уважаемые аспиранты и соискатели!
С 1 ноября 2014 года начинаются занятия для аспирантов и соискателей по иностранным языкам. Всем, кто планирует посещение занятий в текущем учебном году, необходимо в срок до 25 ноября 2014г. подать заявление в отдел аспирантуры каб.213, корпус 1.

Тренинг самопознания

Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы приглашает принять участие в программе психологических занятий для студентов «Тренинг самопознания».

Тренинг предназначен для тех, кто хочет понять себя, найти потенциал и способы изменения своей жизни.

Вы получите:                                                                                                 

• практические навыки самопознания           

• узнаете свой внутренний потенциал                         

• обретете уверенность в себе                                                                               

• определите дальнейшие направления своего личностного роста и развития                                  

Запись до 10 октября. Предварительная запись обязательна.

Контакты:0 (777) 85-626, Ирина, 0 (533) 79-567.

Подготовительные курсы

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко объявляет набор слушателей на курсы по подготовке к ЕГЭ и вступительным испытаниям 2015 года.

Срок обучения – 6 месяцев.

Занятия по каждому предмету проводят преподаватели университета 1 раз в неделю с 17 часов (2 пары).

Ориентировочная стоимость обучения по одному предмету за весь курс (96 часов) – 530 руб. Возможна оплата в 3 этапа наличными или по перечислению.

Приём заявлений – с 6 октября 2014 г. с 9.00 до 17.00 – каб. №309, корп. 2.

Начало занятий – 27 октября 2014 г.

Телефон: (533) 79-528

Уважаемые студенты договорной формы обучения

внести плату за обучение в ПГУ им.Т.Г. Шевченко можно во всех обменно-валютных пунктах ЗАО АКБ «Ипотечный», 

расположенных в городах Тирасполь, Бендеры, Днестровск, Дубоссары, Рыбница, и в банкоматах «Моя карта».

Возврат денежных средств

Вниманию физических лиц, получивших академическую справкуили аналитическую программу в Приднестровском государственном университете в период с 1 января 2009г. по 30 ноября 2012 г.!

Согласно предписанию государственной службы цен и антимонопольной политики ПМР №06-28/01 от 25 января 2013 г. вы можете прибыть в университет и получить в бухгалтерии сумму, внесенную при оформлении академической справки или аналитической программы в вышеуказанный период.

При себе иметь паспорт.

Обращаться необходимо в кабинет №126 корпуса 1. Для получения средств необходимо будет написать заявление о возврате средств. Телефон для справок 0(533) 7-94-08.

Об организации ведомственного автобусного рейса по маршруту ПГУ (головной вуз) – БПФ

В целях оказания поддержки студентам и преподавателям, проживающим в г. Тирасполе и обучающимся (работающим) в БПФ ПГУ, до принятия решения по организации транспорта Администрацией Президента ПМР

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Проректору по хозяйственной деятельности и социальным вопросам В.Н. Казаку организовать ежедневный автобусный маршрут в рабочие дни от центрального гаража ПГУ до БПФ ПГУ на период с 3 сентября по 1 октября 2013 года.

2. На период действия настоящего приказа установить водителю автобуса. Выполняющего данный рейс, следующий график рабочего дня: начало работы 7 часов 30 минут, окончание работы – 16 часов 30 минут.

3. Назначить выезд автобуса из центрального гаража ПГУ в 7 часов 40 минут.

4. Автобус в течение рабочего дня находится на территории БПФ ПГУ.

5. Обратный рейс из БПФ ПГУ в центральный гараж ПГУ назначить в 15 часов 15 минут.

6. Разрешить совершать посадку и высадку пассажиров по мере прохождения маршрута.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на проректора по хозяйственной деятельности и социальным вопросам.

Ректор

профессор С.И. Берил

966-OD

ПГУ им. Т.Г. Шевченко проводит набор слушателей, студентов с 3-го курса и лиц, уже имеющих высшее образование, на 2014-2015 учебный год для получения дополнительных к высшему профессиональному образованию квалификаций:

1. «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»

Подготовка к следующим видам деятельности:
• Реализация образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам образования;
• Проектирование, разработка и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинаров);
• Использование современных технологий образования.

Срок обучения 2,5 года. Обучение проводится по очно-заочной форме на бюджетной и договорной основе.
Ориентировочная стоимость 1 641 руб. ПМР в год


2. «ПАТЕНТОВЕД» (специалист в области интеллектуальной собственности)

Подготовка к следующим видам деятельности:
• Патентно-информационное обеспечение исследований и разработок;
• Проведение патентных исследований;
• Оформление заявок на выдачу охранного документа на изобретения и т.п.;
• Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности;
• Осуществление лицензионных операций;
• Защита государственных интересов (таможенная служба, арбитражный суд и т.п.);
• Обеспечение условий коммерческой реализации продукции;
• Рекламирование ОИС (объектов интеллектуальной собственности);
• Ведение переговоров с отечественными и зарубежными фирмами по вопросу передачи прав на ОИС (объектов интеллектуальной собственности).

Срок обучения 2, 5 года Ориентировочная стоимость 1 318 руб. ПМР в год

Принимаются слушатели без ограничения специальностей и направлений.


3. «ПЕРЕВОДЧИК В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИИ»

Подготовка к следующим видам деятельности:
• Владение нормами родного и иностранного языков;
• Умение правильно оформлять текст перевода в соответствии с языковыми нормами;
• Выбор стратегии перевода с учетом его цели и типа оригинала;
• Осуществление письменного перевода текстов, относящихся к сфере основной профессиональной деятельности;
• Чтение спецлитературы;
• Ведение деловой и научной корреспонденции;
• Общение в деловых и профессиональных ситуациях;
• Понимание устных сообщений в СМИ;
Профессиональное пользование источниками дополнительной информации.

Срок обучения 2, 5 года Ориентировочная стоимость 2 131 руб. ПМР в год

Принимаются слушатели, получающие (получившие) высшее образование по следующим направлениям: физико-экономические науки
естественные науки
гуманитарные науки
образование и педагогика


3. «МЕНЕДЖЕР НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Подготовка к следующим видам деятельности:
• Применение методов и систем управления инновационными процессами;
• Управление персоналом;
• Управление финансами организации;
• Создание информационных технологий и систем в управлении и экономике;
• Внедрение на предприятиях научных результатов в области принятия финансовых решений, финансово-экономического планирования и соответствующих компьютерных систем и информационных технологий;
• Работа с литературой по специальности и свободное общение в деловых кругах.

Срок обучения 1, 5 года Ориентировочная стоимость 2 326 руб. ПМР в год

Принимаются слушатели, получающие (получившие) высшее образование по следующим направлениям: физико-экономические науки;
естественные науки;
экономика и управление.

5. «РАБОТНИК В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ»

по следующим направлениям:
• организация деятельности молодежных общественных объединений;
• методика организации работы по профилактике наркотической и иных девиантных зависимостей;
• организация воспитательной работы в детских общественных объединениях.

Подготовка к следующим видам деятельности:
• Выступление перед аудиторией;
• Выступление в СМИ (средствах массовых информаций);
• Ведение переговоров;
• Ведение групповых дискуссий;
• Организация встреч, конференций, переговоров и т.п.;
• Владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в коллективе;
• Разработка программ и проектов развития организаций, занимающихся молодежной политикой;
• Составление учебно-методических, нормативно-правовых и др. документов, регламентирующих деятельность вышеназванных организаций;
• Прогноз и оценка последствий выдвигаемых планов и решений;
• Организация современного ведения делопроизводства.

Срок обучения 2 года Ориентировочная стоимость 2 258 руб. ПМР в год


Принимаются слушатели без ограничения специальностей и направлений

По окончании выдается ДИПЛОМ о дополнительном (к высшему) образовании.

Документы принимаются в отделе организации и методического обеспечения учебного процесса по дополнительным образовательным программам в течение учебного года.

общ. 1, каб 10, тел. 7-94-26

«Электронный документооборот в среде Lotus Notes»

Отдел Организации послевузовского образования информирует, что в связи с производственной необходимостью занятия на курсах повышения квалификации для методистов по 2 модулю: «Электронный документооборот Lotus Notes переносятся на сентябрь 2014 г.

Уважаемые аспиранты!

20 ноября 2014 года в 15 часов 30 мин. состоится собрание для аспирантов первого (2014 г.) года зачисления. Аудитория 201, корпус 1.

Вниманию лиц, желающих восстановиться на обучение

Для восстановления  в ПГУ заявитель, до этого не обучавшийся в ПГУ должен подать декану (директору) факультета (института, филиала)  заявление на имя ректора о восстановлении с указанием направления (специальностей), формы обучения... Подробнее...

Отдел ПС и ПР

В нашем университете работают психологи, которые могут оказать психологическую поддержку, провести индивидуальную психодиагностику, консультации по личностным трудностям; различные тематические занятия с элементами тренинга.

Более подробную информацию вы узнаете, перейдя на страничку Отдела ПС и ПР 

Психолог-профконсультант

Вы хотите лучше узнать себя, разобраться в мире профессий и сделать правильный профессиональный выбор? Всех желающих  получить профориентационную консультацию ждет психолог-профконсультант Пушкина Анна Сергеевна. Вы можете позвонить до 15 июля по телефону Приемной комиссии 0 (533) 79-505.

Выбор профессии

У
важаемые старшеклассники, абитуриенты! Если вы испытываете трудности в выборе профессии...

далее

  • Previous
  • Next
  • Stop
  • Play

Ресурсный центр

МГГУ им. М.А.Шолохова

яяяя

Французский Альянс

0111logo_afm_new

Юнеско МБП


Юнеско-Международное бюро просвещения

Соцсети

ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Наши координаты

MD-3300, г. Тирасполь
ул. 25 Октября, 107
тел./факс: (+0373)(533)9-44-87
e-mail: kanz@spsu.ru

Наша почта

 

Gmail_logo_reflection

Вузы партнеры

  • Брянский государственный технический университет
  • Воронежский государственный университет
  • Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского
  • Иркутский государственный университет
  • Брянский государственный  университет им. академика И.Г. Петровского
  • Воронежский государственный педагогический университет